Важный аспект рассеянного склероза выявлен учеными

Международная команда неврологов и иммунологов обнаружила ключевой аспект в патогенезе рассеянного склероза. Руководитель швейцарско-шведской группы Роланд Мартин говорит: «Мы впервые показали, что определенные В-клетки, клетки иммунной системы, которые продуцируют антитела, активируют специфические Т-клетки, вызывающие воспаление в мозге и нервных клетках». До недавнего времени изучение рассеянного склероза в основном фокусировалось на Т-клетках, которые являются "опекунами" иммунной системы, вызывая "тревогу", если организм заражен вирусом или бактериями. Примерно у одного из 1000 человек способность клеток различать собственные и внешние структуры нарушается. В результате этого, некоторые Т-клетки начинают атаковать нервную ткань и начинается заболевание. Вместе с тем, Т-клетки не являются единственной причиной рассеянного склероза. «Класс препаратов под названием Ритуксимаб и Окрелизумаб заставил нас поверить, что В-клетки также играют важную роль в патогенезе болезни», - объясняет Мартин. Исследователи Университета Цюриха и Каролинского института установили роль В-клеток, используя экспериментальную систему, которая позволяет анализировать образцы крови. Кровь людей с рассеянным склерозом имела повышенные уровни активации и клеточного деления среди тех Т-клеток, которые атакуют миелиновые оболочки нервных клеток. Это было вызвано взаимодействием В-клеток с Т-клетками. Когда В-клетки были устранены, выяснилось, что это эффективно ингибирует пролиферацию Т-клеток. «Это означает, что теперь мы можем объяснить механизм этих препаратов при рассеянном склерозе», утверждают исследователи. Кроме того, ученые обнаружили, что активированные Т-клетки в крови включали те, которые также встречаются в головном мозге у больных с РС при вспышках заболевания. Эксперты предполагают, что они вызывают воспаление. Дальнейшие исследования показали, что эти Т-клетки распознают структуры белка, который продуцируется В-клетками. После активации в периферической крови Т-клетки мигрируют в мозг, где разрушают нервную ткань. «Наши результаты не только объясняют, как работают новые препараты от рассеянного склероза, но и прокладывают путь к новым подходам в исследовании и терапии РС», отметили авторы.