«Приходит 70-летняя дама и говорит: дайте мне молодость»
По словам главного гериатра Минздрава Ольги Ткачевой, процессы старения замедлились. В прошлом веке 50-летний человек считался глубоким стариком — сейчас это едва ли не пик карьеры. Врачи утверждают, что молодость можно и дальше пролонгировать, причем практически бесплатно. Российское сообщество гинекологов разработало рекомендации по сохранению женского здоровья, в том числе и для дам старшего возраста. О том, правда ли, что россиянки по сравнению с европейскими ровесницами рано стареют, есть ли таблетки молодости и почему врач не может быть толстым — «Ленте.ру» рассказала акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета повышения квалификации медицинских работников Медицинского института РУДН Ирина Шестакова.
«Лента. ру»: В Минздраве недавно заявили о целесообразности пересмотра возрастных планок. Россиян до 30 лет предложили считать детьми. ВОЗ относит людей до 44 лет — к молодежи. Физиологически планки наступления старости, то есть климакса, также сдвигаются?
Ирина Шестакова: Средний возраст менопаузы у белых женщин уже много лет стабилен — 51 год. Это наглядно доказано в международных эпидемиологических исследованиях.
Но неверно говорить, что менопауза — синоним старости. Это не означает ни потери внешней привлекательности, ни приближения физической дряхлости, ни падения трудоспособности. Многие женщины в этот период даже живут более активно, чем до того.
Сейчас много пишут о том, что российские женщины не умеют красиво стареть. Только что была молодой, а завтра — уже бабушка. В то время, как их ровесниц в Европе старухами назвать никто не решится. Генетика виновата?
У меня профессиональная практика — 23 года. И я могу сравнить, какая была женщина в менопаузе в 90-е годы и какая — сейчас. Это небо и земля. Как правило женщины 1960-68 годов рождения, которые сегодня вступают в менопаузу, уже не боялись, а наоборот, активно пользовались гормональной контрацепцией. У них уже нет в анамнезе шести-семи абортов. Они управляли рождением детей, они привержены здоровому образу жизни. Сегодня некоторые женщины старшего возраста выглядят даже лучше, чем их молодые подруги. Вcе дело в отношении к себе. Ведь в сохранении здоровья роль генетики — не больше 30 процентов.
Менопауза — это прежде всего дефицит гормонов. Правда ли, что, если их восстановить, старость замедлится?
Действительно, есть менопаузальная гормональная терапия (МГТ). Но нужно иметь в виду, что в клинических рекомендациях четко прописано, что МГТ — это лишь часть общей стратегии по поддержанию здоровья женщин старшего возраста. То есть это не «таблетка молодости», а точно такое же лекарство, как антибиотик или противовоспалительное средство.
Она назначается при проявлениях менопаузы: приливы жара, повышенная потливость, нарушения сна, иногда снижение общего тонуса. Женские гормоны ведь участвуют практически во всех процессах организма. Женщины обычно в этот период говорят: я себя не узнаю, у меня все изменилось, не могу сосредоточиться, устаю, не высыпаюсь. И память стала короткая, забываю, куда поставила воду, положила ключи и т.д. За это в том числе отвечают гормоны эстрогены, которые вырабатывают яичники. То есть задача МГТ — частично восполнить дефицит эстрогенов. Мы ведь выписываем малые дозы гормонов, которые в разы меньше уровней эстрогенов в крови у женщин в молодости. И женщина буквально через несколько недель становится прежней.
Некоторые врачи советуют дамам 20-30 лет измерить свой уровень гормонов, чтобы потом эту норму поддерживать и быть вечно молодыми.
Это граничит с шарлатанством. Нигде в мире в медицине такое не практикуется. Дело в том, что уровень гормонов яичников в крови непостоянный. Если поставить человеку специальный измерительный датчик, который будет регистрировать эти показатели, то мы увидим, что количество гормонов даже в течение дня будет регулярно прыгать. О каком «золотом стандарте» тут можно говорить?
Мы не приводим гормоны в соответствие чему-то. Исключение: сахарный диабет и заболевания щитовидной железы. Там действительно дозу препаратов подбирают, ориентируясь на уровень гормонов в организме. Но в гинекологической эндокринологии не бывает такого, что пациентка сдала анализ крови и врач исключительно на его основе назначил препараты. Гинеколог ориентируется на клинические показания. То есть я в первую очередь анализирую жалобы и осматриваю пациентку, задаю ей вопросы. Анализы — это всего лишь вспомогательный инструмент, они — не главное. Мы ведь лечим не анализы, а пациентку.
Раньше многие гинекологи прямым текстом говорили о вреде гормонов. Сейчас отношение изменилось?
За последние двадцать лет произошли сильные подвижки. Здесь самый большой вклад сделала покинувшая нас в прошлом году профессор, гинеколог-эндокринолог Сметник Вера Петровна. Еще в 1992 году она создала российскую ассоциацию по менопаузе, благодаря которой наши гинекологи стали получать современную информацию. Профессор Сметник с коллегами провела исследование по изучению распространенности применения гормональных контрацептивов и заместительной гормонотерапии среди женщин-гинекологов. Получилось, что даже в Центральном округе ее используют не более 20 процентов гинекологов. То есть это говорит о том, что до сих пор многие врачи боятся гормональных препаратов.
Страхи ведь сформировались не на пустом месте?
В истории медицины был период в 1960-е годы, когда действительно гормональную замесительную терапию называли чуть ли средством молодости. Но затем в США были получены результаты исследования «Инициатива во имя здоровья женщин». В нем участвовало более 15 тысяч пациенток. Всех разделили на группы 50-60; 60-70 и 70+ лет. И всем им впервые назначили гормональную заместительную терапию.
В группах старше 60 лет стали нарастать инфаркты, инсульты, рак. К сожалению, журналисты стали обсуждать исключительно негативные результаты этого исследования. До России дошла как раз часть информации о том, что гормональная заместительная терапия опасна без поправки на возраст. Это был 2001 год. Но затем исследователи разложили все по полочкам, проанализировали и пришли к новым выводам.
После сопоставления всех данных подтвердилось, что прием заместительной гормональной терапии повысил риск онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний в группах женщин, которым на момент ее назначения было больше 60 лет. У остальных эта терапия оказалась эффективна и безопасна.
Какие еще противопоказания имеются?
Если у пациентки в анамнезе тромбоз, инфаркт, рак молочной железы, то МГТ противопоказана. Также существует понятие «окно возможностей». Гормональная терапия эффективна и безопасна, если была начата либо не позже десяти лет после менопаузы, либо в возрасте не старше 60 лет.
Вот, например, приходит ко мне 70-летняя дама и говорит: дайте мне молодость. А у нее уже часто нарушение мочеиспускания, остеопороз. гормонозаместительная терапия для нее будет бесполезна и опасна, окно возможностей уже закрылось.
Если женщина вовремя начала пить препараты, то как долго она может продолжать это делать?
В российских клинических рекомендациях сказано, что если терапия начата в окне возможностей, то нет оснований ее прекращать, ориентируясь исключительно на возраст. Сейчас в отношении гормонов действует понятие титрования. То есть в одном возрасте мы даем одну дозу препарата, в другом — другую. Чем старше пациентка, тем меньше доза.
Вы сказали, что гормонозаместительная — это небольшая часть общей терапии для женщин старшего возраста. Что туда еще входит?
Мы смотрим, как питается дама, насколько она физически активна, курит ли, есть ли у нее половой партнер, имеются ли друзья, гуляет ли она регулярно. МГТ занимает во всем этом перечне процентов двадцать. Все остальное — это образ жизни.
Пациентки могут сказать: сплошной ЗОЖ на грани морализаторства.
Отказ от курения и ожирения — это вовсе не морализаторство, а научно доказанный факт. Мы прямо говорим пациентке: если хотите — продолжайте курить. Но при этом положительного эффекта от таких-то препаратов можно не получить. Например, курение — это противопоказание для назначения гормональных контрацептивов. Потому что курение повышает свертываемость крови. Ожирение — также повод очень избирательно подходить к назначению гормональных препаратов .
Мы сейчас работаем под лозунгом: «гинеколог — это женский терапевт». То есть это не как раньше часто бывало: взял доктор мазок у женщины — и все. Нет. Гинеколог должен стать проводником профилактического направления в медицине по отношению к здоровью женщины.
Это как?
Гинеколог помимо своих «классических» задач корректирует проблемы с весом, лечит нечистую кожу, иногда — подавленное настроение. Допустим, приходит к нему пациентка с намерением только лишь сдать анализы на инфекции. Но если врач видит другие проблемы — он должен сказать. В том числе о запахе изо рта, напомнить женщине о необходимости провести диагностику рака шейки матки и груди, похудеть.
Запах изо рта, похудение и женское здоровье взаимосвязаны?
Запах может быть признаком начавшегося остеопороза челюстей. Когда женщина начинает терять зубы? Когда наступает менопауза, и возникает дефицит эстрогенов. Дефицит эстрогенов приводит к развитию стоматологических проблем. А ожирение — главный фактор развития многих болезней: инфаркта, инсульта, рака, сахарного диабета, артрита, тромбозов и других. Только лишь снизив вес, мы убираем огромное количество проблем со здоровьем.
Как понять — у дамы ожирение, или она просто в меру упитанная?
У женщин ожирение диагностируется при окружности живота на уровне пупка более 80 сантиметров.
Как с этим нужно бороться?
В основном человеку просто надо объяснить, что он съедает больше, чем тратит. Многие действительно не понимают, почему они набирают вес. А ведь терапевтическая модификация образа жизни — это первоначальное лечение ожирения. У нас женщины любят достаточно простую пищу: тортики, конфеты и т.д. Спрашиваешь — а сколько вы сегодня съели овощей? Не люблю, не вкусно. Чтобы похудеть — достаточно просто убрать из рациона высококалорийную пищу и больше двигаться. Самый мощный абсолютно бесплатный сжигатель калорий — это наши работающие при ходьбе, плавании, катании на велосипеде мышцы.
Для многих и это — почти подвиг.
У меня есть пример 46-летней женщины, которая ко мне приехала из маленького городка недалеко от Москвы. Очень ухоженное лицо с макияжем. Вес — больше 100 килограммов при невысоком росте. Она ежедневно принимала более 11 разных лекарственных препаратов. Это очень много. Говорит, 20 лет назад была худенькой. А сейчас — бухгалтер, обслуживает несколько компаний. И все клиенты регулярно благодарят ее тортиками.
Я ничего ей не назначила, кроме похудания. И честно сказала, что просто не смогу помочь при ее весе. Второй раз эта женщина пришла ко мне через год похудевшей на 40 килограммов. Рассказала, что очень обиделась тогда на меня, даже плакала: что за врач такой, как она может пациента оттолкнуть? А потом на месяц уехала в деревню, где каждый день — покос травы, воду носила из водокачки, простая пища, отсутствие сладкого. Большинство проблем со здоровьем у нее сами нормализовались. Не нужно подвигов. Все можно замещать. Любите тортики — пусть они будут раз в неделю, как награда. Не можете без сладкого — есть сезонные сладкие фрукты.
На пациентских форумах очень часто можно встретить «фотожабу»: дама сидит на приеме у врача, тот ей настоятельно рекомендует худеть. Но при этом сам врач весом не меньше пациентки. В общем-то, привычная ситуация в поликлиниках. Это нормально?
Мой руководитель член-корр РАМН Виктор Евсеевич Радзинский часто рассказывает истории из своей практики. Одна из самых показательных, когда в стационаре ни у одной пациентки с ожирением этот диагноз в истории болезни не стоит. А комплекция работающих в отделении врачей — схожая с пациентками.
Прежде чем что-то рекомендовать, начинать надо себя. У меня позиция здесь жесткая. Не имеет права врач, назначающий лечение ожирения, иметь избыточную массу тела. Пациенты ему просто не поверят. Разве может работать диктором человек с логопедическими проблемами, который не выговаривает буквы? Также и здесь.
Полнота ведь бывает не только от переедания, но и вследствие какой-то болезни. А тут уже попахивает дискриминацией инвалидов?
Таких болезней очень мало. Например, есть редчайшая врожденная патология — отсутствие гена, который отвечает за насыщение — лептина. Человек ест и не может остановиться. Самый распространенный пример полноты вследствие болезни — сахарный диабет. Но и для диабетиков сейчас вышел прекрасный новый препарат, который может скорректировать вес.
Вы говорите о том, что гинеколог часто может заменить сразу несколько врачей. А пациентке — как можно понять, комплексный подход к ней применили или нет, хороший ли у нее врач?
Если есть уже какая-то диагностированная болезнь, женщина может зайти в рубрику «Клинические рекомендации» на сайте Минздрава и посмотреть, что об этом заболевании там говорится, в разделe клинических рекомендаций «Информация для пациентов», который написан доступным языком. Бывает, что врач чего-то недосказал — не обижайтесь. Но если его слова идут в разрез с тем, что написано в этом документе — ищите второе мнение.
Сложнее, когда прием был первичный или профилактический. Но важно, чтобы каждое посещение было задокументировано, и копия выписки выдавалась пациенту. Даже после первой консультации должен стоять предварительный диагноз. Пусть он потом изменится, но эта запись все равно должна фигурировать.
Предварительный диагноз также можно «проверить» в клинических рекомендациях. То есть посмотреть, какие исследования в такой ситуации предлагается проводить. Врач во время приема должен дать пациентке четкий алгоритм: что ей делать дальше, какие исследования проводить, нужно ли приходить на повторный прием и когда.
Мы в основном говорили про продление молодости у женщин с помощью гормонов. А у мужчин такие проблемы бывают?
У мужчин с возрастом также может возникнуть недостаток гормонов андрогенов. Но там все сложнее. Под женской менопаузой понимается угасание функции яичников. Оценивается это просто: прекращаются менструации. У мужчин не так однозначно. Некоторые из них могут никогда не столкнуться с гормонодефицитом, а у кого-то возникает выраженный недостаток андрогенов. Это называется андропауза. И она также корректируется урологами и эндокринологами. Но самая главная рекомендация у мужчин точно такая же, как у дам — первым делом обратить внимание на свой образ жизни, вредные привычки и вес.