Система ОМС в Свердловской области отмечает 25-летие
ТАСС, 22 августа. В этом году российская система обязательного медицинского страхования, а вместе с ней и система ОМС Свердловской области отмечают 25-летие. До того, как стать главным источником финансирования больниц и гарантом безопасности пациента при получении им медицинской помощи, этот социальный институт прошел сложный и интересный путь. В проекте "ОМС: ликбез" мы постараемся ответить на самые частые вопросы, возникающие у свердловчан к системе обязательного медицинского страхования. О территориальной программе ОМС, о правах обладателя полиса, и о том, что делать, если больница отказывается оказывать пациенту услугу - в материале ТАСС. Каждый человек, попавший в больницу, наверняка задается вопросом - какие услуги он может получить бесплатно по полису ОМС? В каком документе это указано? - Этот документ - территориальная программа обязательного медицинского страхования. Документ целиком можно посмотреть на сайте Фонда ОМС, Министерства здравоохранения, страховых компаний, или прямо в медицинской организации, куда вы обратились за помощью - обычно распечатанная терпрограмма размещается на стендах в холле больниц. Этот документ, определяющий перечень бесплатных для пациента услуг, условия и сроки их оказания, ежегодно утверждается постановлением региональных властей. В 2018 году основные положения Территориальной программы ОМС выглядят следующим образом. При обращении в поликлинику человек может рассчитывать: - на прием участкового врача (терапевта или педиатра) в течение 24 часов с момента обращения; - на консультацию узкого специалиста – в течение двух недель (При отсутствии специалиста в конкретном лечебном учреждении лечащий врач обязан направить пациента на консультацию в другую больницу). Кроме того, в течение двух недель пациенту должны быть проведены необходимые лабораторные и диагностические исследования (УЗИ, ФГС и т.д.). Плановое проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии осуществляется в порядке очередности с периодом ожидания не более одного месяца. Сроки ожидания касаются только плановых больных – при угрозе жизни и здоровью все диагностические мероприятия должны быть проведены безотлагательно. Срок ожидания плановой госпитализации в дневной и круглосуточный стационар составляет один месяц (за исключением оказания высокотехнологичной медицинской помощи: плановая ВМП оказывается в соответствии с листом ожидания, сроки ожидания ВМП могут зависеть от состояния пациента, течения заболевания, возможностей медицинской организации, и т.д.). Для пациентов с онкологическими заболеваниями срок ожидания госпитализации не должен превышать две недели с момента гистологического подтверждения характера опухоли или установления диагноза. При этом пациентам стационаров территориальная программа ОМС гарантирует бесплатное пребывание в палате и бесплатное лечение. Это касается как лекарственных средств, так и расходных материалов, к примеру, имплантов в травматологии: их стоимость включена в стандарт медицинской помощи, и больница не вправе требовать с пациентов дополнительные средства на их приобретение. - Выходит, вообще все бесплатно? Все, что касается процесса лечения – да. Пациент может оплатить более комфортные условия пребывания (сервисную палату) или медицинские услуги, которые он хочет получить по собственной инициативе (т.е. если анализ, исследование или процедура не назначены лечащим врачом, но почему-то самому пациенту кажутся необходимыми). Во всех остальных случаях попытки взимания денежных средств незаконны. И, кстати, заверения в том, что то или иное исследование или манипуляция не входят в программу ОМС и потому проводятся только платно, не имеют под собой оснований. Если права пациента нарушаются, он может обратиться к заведующему (поликлиникой или стационарным отделением): часто все вопросы удается снять уже на этом этапе. Если не получилось, стоит позвонить в свою страховую компанию, выдавшую полис ОМС. - В Территориальной программе очень четко прописаны сроки ожидания той или иной процедуры. На практике часто бывает, что сроки не выдерживаются… Звоните своему страховому представителю – он поможет. Справедливости ради стоит сказать, что в Свердловской области жалоб на недоступность медицинской помощи, слишком длительные сроки ее ожидания, почти нет. Отчасти это связано с тем, что благодаря финансовому благополучию и организационным новациям последних лет больницам удалось существенно улучшить материально-техническую базу, повысить квалификацию специалистов, внедрить технологии, повышающие скорость и качество работы врачей. Комментарий эксперта Владимир Власов, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, заместитель председателя правления (до 2016 года – председатель правления) ТФОМС Свердловской области: "Начиная с 2013 года, Территориальная программа ОМС бездефицитна – это значит, что при грамотном планировании, имеющихся в распоряжении системы средств достаточно на покрытие всех основных расходов лечебной сети. Мы эффективно провели модернизацию регионального здравоохранения, одними из первых в стране перешли на преимущественно-одноканальное финансирование. Много времени и сил в последние годы уделялось развитию новых способов оплаты медицинской помощи – и я с радостью наблюдаю, как жители Свердловской области получают все более качественные и современные медицинские услуги". Александр Прудков, главный врач городской клинической больницы №40 (г. Екатеринбург) "Все последние годы очень взвешенный, дифференцированный подход к финансированию отрасли позволяет внедрять и развивать новые медицинские технологии, улучшать качество медицинской помощи, а тем самым и состояние здоровья жителей Свердловской области. В качестве примера – интересное наблюдение. К нам поступают пациенты из отдаленных уголков Свердловской области, привозят с собой диски с записью исследования на компьютерном томографе или рентгенограммы. Качество этих материалов, полнота лабораторных исследований – все говорит о том, что доступность диагностических технологий повысилась". В следующей публикации мы расскажем, как выглядит и работает главный медицинский документ гражданина. Как часто необходимо менять полис ОМС, и есть ли разница, в какой компании получать новый документ.