Войти в почту

Эксперты: поликлиники зачастую недоступны для пожилых и ослабленных пациентов

МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Имеющие ограничения в передвижении, ослабленные пациенты и другие маломобильные люди зачастую не могут получить амбулаторную и профилактическую медицинскую помощь, так как поликлиники не приспособлены для их приема, тогда как при этом в стационарных учреждениях таких проблем почти нет. Об этом ТАСС рассказали представители некоммерческих организаций. Ранее сообщалось, что в Мордовии 70-летняя пациентка со сломанной ногой вынуждена была ползти по лестнице на третий этаж больницы в кабинет травматолога из-за неработавшего лифта. По мнению координатора проекта "Народная оценка качества" Общероссийского народного фронта Виктора Рожкова, каждая третья поликлиника в РФ имеет проблемы с доступностью для маломобильных групп граждан, поэтому необходимо законодательно закрепить расположение некоторых медицинских кабинетов на первом этаже. В марте глава Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил, что ответственность за отсутствие в больнице безбарьерной среды, в том числе для маломобильных групп граждан, планируется внести в Кодекс административных правонарушений. "Поликлиники не адаптированы для маломобильных людей и не имеют "парка" колясок на входе, часто не имеют лифта и возможности его соорудить", - рассказала специалист PR-направления и SMM благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость" Александра Кузьмичева. Она добавила, что пожилым маломобильным людям - подопечным фонда - нередко требуется помощь волонтеров, чтобы добраться до диагностики или нужного врача. "Пойдет человек в поликлинику; хорошо, если есть кому сопровождать и если есть коляска, чтобы в ней проделать хоть часть пути", - сказала Кузьмичева. При этом она отметила, что у большинства пожилых людей, которые с трудом передвигаются даже по собственной квартире, часто нет колясок и ходунков для выхода на улицу. Также, по ее словам, людям старшего возраста могут отказать в операции на глазах или замене тазобедренного сустава, если нет сиделки или сопровождения, "ведь слепой маломобильный пожилой человек не способен к самообслуживанию". Сотрудник детского хосписа "Дом с маяком" Татьяна Задорожная, которая также растит сына с ДЦП, отметила, что не все амбулаторные медицинские услуги можно получить на дому. "Хотя поликлиника и рядом с домом находится, но там маленький лифт, наша инвалидная коляска туда не войдет, поэтому отвезти ребенка не имеется возможности. А переносных рентгенов в поликлиниках не бывает", - уточнила она. В этих случаях родителям паллиативных детей приходится самим искать варианты, как сделать рентген, и зачастую просить помощи у благотворительных или некоммерческих организаций. Медуслуги с выездом на дом В некоторых случаях амбулаторная помощь может быть оказана на дому. Как правило, это зависит от договоренности с руководством медицинского учреждения, узкопрофильные специалисты в этом случае могут приехать на дом. Фонд "Старость в радость" организует выезды специалистов в дома престарелых, которые он курирует. К примеру, самый большой охват подопечных приобрела организация офтальмологической помощи людям с глаукомой и катарактой. По словам представителя фонда, речь идет о комплексной поддержке, потому что для получения бесплатной медицинской помощи пожилому или ослабленному пациенту необходима значительная организационная поддержка. "Ведь даже до полноценной диагностики добраться бабушкам и дедушкам малореально. И по нашей просьбе специалисты из клиник микрохирургии глаза посещают дома престарелых с аппаратурой, отбирают пациентов, нуждающихся в операции, потом мы организуем либо сопровождение операции по ОМС/ВМП, то есть транспортировку, анализы, оплату койко-дней", - уточнила Кузьмичева. При этом она отметила, что в стационарных учреждениях проблем с доступностью меньше, чем в амбулаторных. "Больницы еще более или менее адаптированы - там изначально предполагалось, что людей нужно будет возить на колясках и кроватях, что нужны лифты. В приемных покоях обычно человека сажают в коляску и везут в нужное отделение", - уточнила она. "Невидимые" люди Одной из важнейших задач Кузьмичева называет межведомственное взаимодействие: когда помощь не заканчивается после выписки пожилого человека из больницы, а информация о пациенте поступает автоматически во все ведомства, и система "видит", кому необходима помощь. Эта практика сейчас тестируется в нескольких пилотных регионах в рамках программы долговременного ухода. По ее словам, уже на данный момент ясно, что тех, кого система не видела, в разы больше, чем тех, кто попал в поле зрения. "Так что проблема существует, проблема острая, маломобильные люди часто не получают помощи, пока состояние не дойдет до показаний к госпитализации по скорой. И решать проблему нужно комплексно - это и развитие патронажных служб, и увеличение мощностей социального такси, и организация лифтов там, где их нет (пандусов настроили где могли - нужно их проверять и превращать в доступные), и упрощение системы вызова на дом", - подвела итог собеседница агентства.