ДНК-тесты раскрывают семейные тайны и оставляют следы

Тестирование генома человека становится всё более привычной вещью. Особенно популярна методика в США, Японии, Китае и Великобритании. Продажи бытовых ДНК-тестов становятся прибыльными. Более точные лабораторные исследования также крайне востребованы. Но при всём интересе к информации, которую раскрывает геном, результаты анализов, сделанных в лабораториях, становятся доступны и работодателям, и страховщикам, и, конечно же, представителям правоохранительных органов. ДНК-тесты в США: на волне популярности ДНК-тест в 2018 году похож на то, чем iPhone был до 2007 года: технология, готовая полностью изменить нашу жизнь. Компании, проводящие тестирование, такие как 23andMe, Ancestry и Helix, рекламируют возможность посредством расшифровки ДНК раскрыть свою родословную, информировать о состоянии здоровья. Среди опций есть даже основанные на геноме рекомендации по наиболее эффективным фитнес-тренировкам. И всё это всего за $200. Заголовки последних статей, посвященных ДНК-тестированию в американских СМИ, подчеркивают революционную роль расшифрованного генома в раскрытии преступлений. Но как только ваша генетическая информация будет явлена миру, будет очень трудно контролировать, как она используется — вот что более всего волнует сегодня жителей Соединенных Штатов. Bloomberg опубликовал статью, где по пунктам расписано, что и кому покажет ваш ДНК-тест. 1. Что можно узнать из ДНК-теста? Проба слюны может пройти долгий путь. Тесты точны почти на 100%, если нужно определить родственные связи. ДНК отлично подходит для идентификации родителей, бабушек и дедушек, теть, дядь и даже двоюродных и троюродных сестёр и братьев. Тест от 23andMe Inc. может определить, являетесь ли вы носителем маркера определенного генетического заболевания, но это вовсе не означает, что вы им заболеете. Некоторые разработчики ДНК-тестов уверяют, что могут извлечь из вашего генома идеи, как улучшить ваш внешний вид, подберут диету и фитнес-режим. Но большинство специалистов считает, что наука ещё недостаточно развита, чтобы оптимизировать тренировки, основываясь на генетике. Global Look Press/Jochen Tack 2 Насколько хорош анализ ДНК? Большинство компаний отправляют образец в лаборатории третьей стороны для анализа. Там, как правило, не секвенируют вашу ДНК, а вместо этого анализируют её с помощью процесса, называемого генотипированием, который охотится за наличием хорошо известных битов генетического кода. Например, были тщательно изучены гены, связанные с раком молочной железы, и сегодня довольно просто определить имеет ли ДНК клиента такие варианты. Гены, способные сделать вас сверхбыстрым бегуном или идентифицируют вас, например, как ирландцев, менее изучены. Точность любого теста зависит от данных, с которыми сравнивается ваша ДНК. 3. Если тест говорит, что я на 25% ирландец — что это значит? Заблуждение считать, что ДНК-тесты могут сказать, где жили ваши предки. Если тест говорит вам, что вы на 25% ирландец, то это означает лишь, что вы генетически похожи на других людей, составляющих ядро набора данных по ирландской ДНК этой компании. Поскольку каждая компания использует свой алгоритм и свой набор данных, результаты могут сильно разниться от лаборатории к лаборатории. Поэтому нужно относится к таким данным с изрядной долей скептицизма. 4. Что, если я узнаю, что у меня ужасная болезнь? Генетические тесты не диагностируют болезнь — они определяют, есть ли у вас гены, которые подвергают вас риску её развития. Но даже если маркер заболевания присутствует, вероятность его фактического развития слишком мала. Только в редких случаях, таких как болезнь Гентингтона (генетическое расстройство, при котором нервные клетки в головном мозге разрушаются с течением времени), найденный при тестировании маркер означает, что болезнь разовьётся. И помните: любой неприятный результат должен быть проверен врачом — иногда анализы ошибочны. Global Look Press/Jochen Tack 5. Насколько популярны ДНК-тесты? Очень! В «чёрную пятницу» в 2017 году только Ancestry.com Ink (частная интернет-компания, базирующаяся в Прово, штат Юта, США) было продано 1,5 миллиона наборов для генетического тестирования. В масштабах промышленности доход от продаж генетических тестов вырос с $15 млн в 2010 году до более чем $99 млн в 2017 году, и, по прогнозам, достигнет к 2022 году $310 млн. 6. Популярен ли анализ генома за пределами США? ДНК-тестирование, безусловно, тенденция, которая расцвела в США, где давней навязчивой идеей является отслеживание своих корней. Но крупные компании, такие как Ancestry и 23andMe, продают свои тесты и в других странах. Отмечено, что бум ДНК-тестирования начался также в Китае и Великобритании. 7. Могут ли работодатели или страховщики получить доступ к моей генетической информации? В 2008 году Конгресс принял закон, защищающий людей от дискриминации на основе генетической информации. Проблема в том, что у этого закона много лазеек. Например, он не распространяется на компании по страхованию жизни. Это означает, что, если вы прошли тест ДНК, страховщик жизни может запросить эти данные и принять решения о страховом покрытии на основе его результатов. 8. Могут ли правоохранительные органы получить мои результаты ДНК? Возможно. У большинства компаний в разделе «Политика конфиденциальности» чётко прописано, что им, возможно, придётся поделиться генетической информацией о сотрудниках с правоохранительными органами, если этого потребует судебный приказ. Но оказывается, что разрешение компании может и не понадобиться. В апреле 2018 года полицейские в округе Сакраменто, Калифорния, смогли сдвинуть с мёртвой точки дело убийцы, сопоставив ДНК с места преступления с генетическими данными родственника подозреваемого. Данные ДНК-теста родственника были размещены на веб-сайте по генеалогии с открытым исходным кодом. Полиция воспользовалась ими, даже не запрашивая разрешения портала. Это заставляет задуматься о том, каким ещё образом самые интимные данные потребителей могут использоваться властями. Многие пользователи ДНК-теста также не понимают, что, когда они делятся своей генетической информацией, то они одновременно делятся подробностями о всех своих родственниках. Global Look Press/imagebroker.com 9. Кто ещё мог получить доступ к моей генетической информации? Компании часто обмениваются генетическими данными клиентов с третьими сторонами, например, с исследовательскими группами и прочими деловыми партнерами. Всё это, как правило, написано в договоре на производство теста ДНК, но мелким шрифтом! Одним из рисков является несанкционированный взлом. Недавно сайт генеалогии MyHeritage.com выяснил, что он стал жертвой вторжения хакеров. 10. Регулируется ли отрасль тестирования ДНК? Критики отрасли жалуются, что существующие правила не позволяют адекватно контролировать крупнейшие компании по ДНК-тестированию. Сенатор Чак Шумер попросил Федеральную торговую комиссию расследовать претензии и практику конфиденциальности тестирующих компаний. В Европе недавно принятые правила защиты конфиденциальности, известные как общие правила защиты данных, и они могут обеспечить потребителям большую прозрачность в отношении того, как используются результаты их тестов. Токио догоняет Вашингтон Исследовательский институт Fuji Chimera провёл оценку перспективы рынка генетических тестов в Японии. Как выяснили аналитики, к 2022 году он может вырасти до $58 млн (6,6 млрд иен), то есть приблизится к объёму американского рынка генетических исследований, пишет Bloomberg . В Японии уже треть населения находится в возрасте 65 лет и старше, а средняя продолжительность жизни достигает 85 лет. Всё больше японцев хотят знать о рисках, которые угрожают их здоровью в будущем — и отчасти именно из-за того, что население стареет. В Японии минимальная стоимость домашнего ДНК-теста составляет $27 (3 тысячи иен), и позволяет выяснить склонность к диабету, инсульту и другим заболеваниям. Global Look Press/AFLO/YOSHIO TSUNODA По данным Fuji Chimera в 2017 году объём рынка домашних ДНК-тестов в Японии составил $38 млн (4,3 млрд иен), то есть фактически половину аналогичного сегмента в США объемом $73 млн. Лидеры японского рынка потребительских генетических тестов — Genesis Healthcare Co и Genequest Inc. Кроме наборов для тестирования, они предлагают онлайн-сервисы для анализа и хранения генетических данных. В базе Genesis, которой принадлежит 70% рынка, уже есть данные о более чем 600 тысячах человек, в нынешнем году в компании рассчитывают довести этот показатель до 1 млн. В России использование ДНК-тестов пока не столь популярно. Чаще всего к ним прибегают в медицинских целях или в рамках судебных разбирательств. На бытовом уровне тесты ажиотажным спросом не пользуются. Но, судя по всему, эта мода вскоре доберётся и до нас. Учитывая относительно невысокую стоимость наборов для тестирования — домашний тест на установление отцовства/материнства стоит около 6 тысяч рублей — у этого тренда хорошие перспективы.

ДНК-тесты раскрывают семейные тайны и оставляют следы