Ртуть вокруг нас: явные и скрытые опасности
Ртутные градусники практически полностью исчезли из нашей жизни, но ртуть по-прежнему окружает нас, даже если мы об этом и не знаем. Она есть в воздухе, в воде, в пище… О чем нужно знать сегодня, чтобы не заработать отравление ртутью, разбирался MedAboutMe.
Ртуть в теле человека
Ртуть — тяжелый жидкий металл красивого серебристого цвета. Она может существовать в разных формах.
Ртуть в чистом виде называют элементарной или металлической. В не столь отдаленные времена, когда градусники были только ртутными, именно эту форму ртути можно было видеть в их капиллярах. Если градусник разбивался — серебристые шарики разбегались по щелям и углам, и приходилось приложить немало усилий, чтобы избавиться от них и сделать жилье полностью безопасным — этот процесс назывался демеркуризацией.
Металлическая ртуть не всасывается в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ), поэтому при проглатывании не представляет особой опасности. А вот при вдыхании ртути в высоких концентрациях возможно отравление ее парами из-за того, что она попадает в кровь, где образует с белками крови соединения альбуминаты. Они проникают в спинной мозг, накапливаются в головном мозге и в паренхиматозных органах (печень, селезенка и др.). Но такие «ужасы» в быту обычно не происходят — один разбитый градусник не дает столь высоких концентраций вещества в воздухе. В целом же, по степени токсичности металлическая ртуть уступает другим формам.
Почему ртутные термометры точнее остальных?
Чистая ртуть, которая в них находится, не смачивает стекло, а значит, показания будут более точными. Кроме того, ртуть при повышении температуры изменяется более равномерно. А еще она более чувствительная к изменению температуры — нагревается в 30 раз легче воды, за счет чего намного менее инерционна. Кто помнит ртутные градусники, знает, что после завершения измерения ртутный столбик так и оставался на последнем показании. Это было возможно благодаря высокой плотности ртути. Чтобы «сбросить» показания, надо было резко встряхнуть градусник — таким образом ртути придавали ускорение и заставляли собраться в резервуаре.
Когда речь идет о соединениях с серой, галогенами (хлор и др.) — говорят о неорганической ртути. Ее происхождение — это экологическая проблема. Ртутные соединения могут содержаться, например, в воде, куда они попадают с дождями из воздуха. А там они оказываются при сжигании каменного угля и как результат работы химических производств. Другой источник неорганической ртути в водоемах — семена, которые протравливают для защиты от вредителей. Неорганические соединения ртути — прекрасные пестициды. После посева они смываются с семян и попадают в подземные источники воды, а оттуда — в систему водоснабжения.
Неорганическая ртуть всасывается в желудочно-кишечном тракте на 10%. Она может вызывать дерматит, «ртутный тремор», стоматит и гингивит. Кроме того, говорят о повышенной чувствительности к ртути — акродинии. Эта патология нередко проявляется у детей в виде гиперемии, отеков, зуда конечностей, образования сыпи, которая может распространяться на лицо, и др.
Ртуть и Безумный шляпник
Оказывается, Безумный шляпник из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла — не такая уж и выдумка. В XIX веке при производстве шляп использовался нитрат ртути, с его помощью размягчали шерсть при изготовлении фетра. Шляпных дел мастера регулярно дышали его парами и на самом деле сходили с ума. Неудивительно, учитывая, что ртутные соединения накапливались в их головном мозге.
Но самой токсичной является органическая ртуть, точнее, ее соединения, образующиеся в результате реакции метилирования. Метилртуть усваивается в ЖКТ на 90% и, как и другие соединения ртути, может накапливаться в различных органах. Она растворяется в жирах и поэтому проникает в центральную нервную систему. Это очень сильный нейротоксин. Основной источник метилированной ртути — хищная рыба и моллюски, которые являются природными фильтрами.
Тиомерсал и вакцины
Шумиха вокруг соединений ртути привела к вспышке подозрений о вреде консерванта тиомерсала, который содержит этилртуть. Это соединение быстро расщепляется в организме человека и выводится, оно не накапливается, как другие виды органической ртути. У него так и не удалось выявить нейротоксичных свойств, но из некоторых детских вакцин и антирезусного иммуноглобулина для беременных его все равно пришлось удалить. Причиной вспышки негатива в отношении тиомерсала стали обвинения противников прививок в том, что он вызывает аутизм. Никаких реальных доказательств этого утверждения так до сих пор и не представлено.
Морепродукты и отравление ртутью
Почему именно хищники (белый тунец, он же альбакорс, рыба-меч, акулы, популярный из-за своей дешевизны пангасиус) более опасны, чем другие виды рыбы? Все дело в способности ртути накапливаться в телах живых существ. И чем длиннее пищевая цепочка, тем выше концентрация ртути в теле. В море соединения ртути из воды оседают в водорослях, составляющих планктон. Этим планктоном питаются ракообразные, которых в свою очередь едят рыбы. Наконец, хищные рыбы едят уже не мелких рачков, а рыб поменьше. На протяжении всей цепочки идет накопление ртути. Самыми «грязными» оказываются хищники, которых потом ловит и ест человек. Более того, рыба, у которой уже проявились первые симптомы отравления ртутью — более легкая добыча, ее поймают и съедят в первую очередь, потому что она медленнее плавает.
Трагедия в Минамата
В 1956 году в Японии было выявлено массовое отравление жителей города Минамата. На острове Косю, где был расположен город, находился химический комбинат компании Chisso. Он работал без очистных сооружений и сливал отходы, содержащие неорганическую ртуть, прямо в местный залив. Планктон и донные микроорганизмы поглощали ее и превращали в токсичную метилртуть. В результате моллюски и рыбы, обитавшие там, концентрировали в себе органическую ртуть в высочайших концентрациях. Для сравнения: в воде концентрация ртути не превышала 0,68 мг/л, а концентрация метилртути в устрицах доходила до 85 мг/кг. Врачи забили тревогу, обнаружив несколько десятков случаев странной нервной болезни, причем смертность среди пациентов достигала 35%.
С тех пор характерные симптомы отравления органической ртутью называют синдромом Минаматы. Это двигательные расстройства, нарушения чувствительности, ухудшение речи, зрения, слуха, вплоть до расстройства сознания и развития паралича, что может привести к гибели человека.
Всего синдром Минамата был выявлен тогда у 2 тысяч жителей города. Но по оценкам врачей, в той или иной степени пострадали 50 тысяч человек.
Сегодня, несмотря на огромную пользу рыбы, врачи и ученые рекомендуют беременным женщинам отказаться от употребления рыбы вовсе или исключить из меню виды хищных рыб — неважно, морских или пресноводных. Чем выше рыба в пищевой цепочке, тем больше в ее теле метилртути.
А это соединение представляет особую опасность для развивающейся центральной нервной системы плода. У детей, чьи матери во время беременности получали достаточно высокую дозу метилртути с пищей, отмечались расстройства мелкой моторики, нарушения визуально-двигательной координации, снижение когнитивных функций (память, речь, мышление, концентрация внимания и др.) — вплоть до развития олигофрении.
Рекомендации по употреблению рыбы для беременных и детей
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и Агентство по охране окружающей среды США (EPA) разработали для беременных женщин и маленьких детей ряд рекомендаций по употреблению рыбы с минимальными рисками для здоровья:
Полностью удалить из рациона акул, рыбу-меч, королевскую макрель и кафельника — они имеют самый высокий уровень ртути в организме. Объем съедаемых за неделю морепродуктов не должен превышать 300-400 г (2 порции). Более-менее безопасными считаются креветки, лосось, минтай, сом. Перед тем, как есть рыбу (или моллюсков), желательно уточнить, откуда она, и проверить, что сообщают о ее безопасности. Если такой информации нет, следует ограничиться 1 порцией морепродуктов в неделю. Пломбы из амальгамы
Амальгама — это смесь твердых металлов, растворенная в ртути. Вот уже почти 150 лет человечество использует амальгаму для пломбирования зубов. Чаще всего речь идет о серебряной амальгаме — смеси из серебра (70%), олова (26%), меди и цинка, которые растворялись в ртути. Иногда в смесь добавляется больше меди, которая улучшает прилегание пломбы к тканям зуба — тогда говорят о высокомедной амальгаме.
Пломбы из амальгамы отличают стойкость, долговечность, дешевизна, а также то, что они не меняют цвет зубов. Но в последние несколько десятков лет идут споры об их безопасности. В пломбе из амальгамы ртуть составляет до 50%. В 2016 году ученые из Университета штата Джорджии объявили результаты масштабного исследования амальгамных пломб. По их словам, такие пломбы являются причиной образования в теле человека метилртути, которую вырабатывают бактерии, обитающие в кишечной микрофлоре.
Людям, имеющим всего одну амальгамную пломбу во рту, этот процесс не страшен, концентрации опасного вещества слишком малы. Риски возрастают по мере увеличения количества пломб. Исследования показали, что у людей, имеющих более 8 пломб, содержание ртути в крови на 150% выше, чем у тех, кто вообще не лечил зубы при помощи амальгамы. Среднестатистический американец имеет три пломбы в зубах, но у четверти населения их число достигает 11 и более. Таким образом, опасность представляют 8 и более амальгамных пломб во рту.
В июне этого года турецкие ученые из Университета Акдениз сообщили еще об одном нюансе, который следует учитывать обладателям амальгамных пломб, проходящих обследование при помощи метода магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что под воздействием магнитного поля развиваются процессы электрохимической коррозии, и ртуть более активно просачивается из пломб в ткани человека.
Риски напрямую связаны с мощностью томографа: аппараты мощностью 1,5 Тесла очень незначительно повышают скорость просачивания ртути из пломбы по сравнению с естественным процессом без применения МРТ. А вот при применении томографов мощностью 7 Тесла содержание ртути в крови увеличивается в 4 раза быстрее, чем без обследования.
Выводы
Полностью избежать попадания ртути в организм невозможно. С водой, с пищей, с воздухом мы все равно получаем ее. Но можно соблюдать правила безопасности, позволяющие минимизировать накопление ртутных соединений в теле и тем самым избежать отравления. Для этого достаточно следить, что входит в рацион питания, каково качество ежедневно потребляемой питьевой воды, а также учитывать возможные риски работы с ртутными приборами.