Будет ли разумен мозг, созданный в лаборатории?
Есть много причин, побуждающих к выращиванию искусственного мозга. Например, это позволит подробно изучать неврологические заболевания, такие как болезни Альцгеймера и Паркинсона. Наблюдать за изменениями и тестировать потенциальные лекарства удобнее на мозгах в банке, чем на живых людях. Но как быть с этической стороной вопроса? В настоящее время учёные могут создавать так называемые церебральные органоиды, по существу — «зачатки» структур мозга. Они могут выращивать нейроны или другие типы клеток, но ещё не научились собирать из них функциональные структуры. Наш мозг содержит миллиарды нейронов, которые взаимодействуют с сопоставимым количеством разных типов вспомогательных клеток. Пока не придумано способа собрать из всего этого что-то похожее на мозг, но в какой-то момент, нейробиологи смогут справиться с задачей. Искусственный мозг не будет привязан к телу, зато есть вероятность, что он будет мыслить. Перспектива исследования искусственного мозга настолько убедительна, что ставит перед учеными серию этических вопросов. Будем ли мы считать такой мозг личностью? Скорее всего, нет. Но что если мы сможем пересадить его в тело? Или мы могли бы использовать компьютер для общения с ним? Если бы он существовал достаточно долго и мы подключили его к внешним датчикам, чтобы он мог чувствовать, видеть или слышать, будут ли у него воспоминания? Авторы редакционной статьи в Nature попробовали дать ответы на эти вопросы. Может ли мозг, выращенный в лаборатории, стать человеком? Джеймс Бернат (James Bernat), профессор неврологии и медицины из Медицинской школы Гейзеля в Дартмуте, не думает, что «учёные когда-либо будут разрабатывать лабораторно-мозговый органоид, имеющий достаточно неврологических функций, чтобы считаться человеком». «Я не думаю, что изолированный мозг, выросший в лаборатории, может когда-либо стать человеком», — говорит Жантин Лунсхоф (Jeantine Lunshof), специалист по этике MIT Media Lab. По её мнению, для формирования личности необходим обширный опыт, который будет отсутствовать у искусственного мозга. С ней согласен Эсвар Айер (Eswar Iyer), почётный сотрудник Гарвардской медицинской школы: «Искусственный интеллект имеет гораздо больше шансов», — считает он. Генри Грили (Henry Greely), руководитель программы в области нейробиологии и общества в Стэнфордском университете, отмечает, что для того, чтобы стать полноправным человеком в глазах закона, мозг должен быть сознательным (что бы это ни значило). Но как насчет тех прав, которые мы предоставляем, скажем, новорождённому? Его возможности ограничены, но мы определенно считаем его сознательным. Если бы бестелесный мозг мог достичь этого уровня развития, разве это не должно сделать его равным человеку? Сможем ли мы узнать о проявлении сознания в искусственном мозге? Проблема в том, что единого научного определения «сознания» не существует. Мы признаём его наличие у людей. Мы осознаем наше существование и место в мире, у нас есть мысли и чувства. Но мы не уверены в присутствии сознания даже у других животных. Нита Фарахани (Nita Farahany), директор Дюкского университета, отмечает, что мы «способны обнаруживать, когда происходит потеря сознания у людей». Но сложно понять, имеют ли другие виды сознание и какие у них есть способности для его развития. Генри Грили утверждает, что нам необязательно учитывать весь спектр возможностей. «Я думаю, надо определить чёткий набор универсальных признаков наличия сознания. Например, мы точно знаем, что человеческое тело, которое было холодным, синим и жестким в течение двух дней, не обладает сознанием. Однако, электронное письмо с ответами на вопросы признаки сознания имеет». Джеймс Бернат не считает, что такой набор признаков удастся создать. «Я не думаю, что мы столкнёмся с необходимостью определять наличие сознания у церебрального органоида, выращенного в лаборатории», — говорит он, — «потому что не думаю, что мы поймем, как мозг генерирует сознание в обозримом будущем. Измерение будет возможно, если мы сможем когда-либо полностью понять точный биологический механизм работы сознания». Лунсхоф из MIT считает возникновение сознания в лаборатории невозможным. «Я не понимаю, как это возможно без органов чувств. Эксперименты показывают электрическое возбуждение в ответ на свет, например. Но это не сознание».