Снижение смертности станет важнейшим компонентом пенсионной реформы

Снижение смертности трудоспособного населения России является сложнейшей социально-экономической задачей для нашей страны – считает заведующий кафедрой менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Константин Ордов. Правительство ставит задачу по снижению смертности Дело в том, что заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что общий объем финансирования проекта по национальному здравоохранению предварительно оценивается в сумму объемом в 1,5 трлн рублей. Ключевым показателем данного проекта является снижение смертности трудоспособного населения, что на практике является важнейшим социально-экономическим показателем в условиях текущих структурных трансформаций в нашей стране. Напомним, что у нас с начала 2019 года будет запущена пенсионная реформа, которая установит новые лимиты выхода на пенсию – в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, и это с течением времени изменит структуру трудового рынка в России. По этой причине улучшение здоровья населения и снижение преждевременной смертности является по-настоящему стратегической задачей. При этом, сразу возникают вопросы – во-первых, достаточно ли таких государственных инвестиций, а, во-вторых, есть ли у нас надежда на то, что в ближайшие десятилетия мы сможем стабилизировать демографическую ситуацию в стране. В России наблюдается монетизация некоторых медицинских услуг «Проблема качества здравоохранения является очень сложной. Например, в последние годы мы столкнулись с тем, что у нас идет монетизация дополнительных, но порой крайне необходимых медицинских услуг даже в государственных поликлиниках. Поэтому здесь вообще непросто говорить, какие средства необходимы отечественному здравоохранению», - заключает Ордов. По словам Константина Васильевича, главной проблемой является тренд на разделение между гарантированными медицинскими услугами и их минимально необходимым набором, который сегодня, так или иначе, проявляется в нашей стране. «Общее количество платных услуг становится больше, и они, к тому же, постепенно дорожают, а ведь эффективное лечение должно быть основано на экономии средств, которые необходимы для запущенных заболеваний», - резюмирует Ордов. Соответственно, наиболее эффективные меры по достижению поставленной задачи относятся к раннему выявлению заболеваний и их профилактике. И именно здесь и кроются проблемы, поскольку структура диспансеризации в России на сегодня не отработана. Конечно, рассылаются штатные приглашения, но на текущий момент все это не дает ощутимого результата. России необходимо сосредоточиться на профилактике заболеваний «Все это проводится в России формально и не ведет к желаемому результату в виде выявления болезней на ранних стадиях и, тем самым, к сокращению смертности граждан в трудоспособном возрасте. Поэтому данных средств на все это может и не хватить, ведь речь идет о реальных моментах, которые влияют на актуальные показатели смертности», - констатирует Ордов. Как замечает эксперт, добиться результата мы здесь можем только профилактикой заболеваний среди отечественного населения, причем все это является работой на годы вперед, поскольку временной лаг здесь измеряется несколькими десятилетиями. «Даже в случае приложения каких-то значительных усилий, только через очень длительный срок мы сможем понять, что мы смогли совершить качественный скачок по сокращению данного типа смертности. Соответственно, эффективность такой политики не может измеряться на основании тех цифр, которые выделены из федерального бюджета в текущем календарном году», - заключает Ордов. Ведь те средства, которые выделяются с помощью таких государственных программ на дорогостоящее лечение отдельных российских граждан, не ведут к конечному результату. Здесь должны работать именно массовые, но, вместе с тем, эффективные программы. России нужно сделать ставку на массовую диспансеризацию «В целом, это даже не вопрос денег, а вопрос системы и подхода к тому мы, как мы хотим выстроить эффективные расходы на здравоохранение в нашей стране. И здесь весьма символичен такой показатель, как то обстоятельство, что те люди, которые имеют в нашей средства, отдают, как правило, предпочтение не российской, а иностранной медицине», - резюмирует Ордов. Это также является важным маркером, который показывает, что уровень российской медицины нужно поднимать, причем в этом вопросе имеет место такое огромное количество проблем, что их не решить только путем одних бюджетных субсидий. «Например, у нас есть разделение на ведомственные и обычные поликлиники, что создает в России систему здравоохранения сразу нескольких уровней, и это неправильно, учитывая характер задач, которые мы хотим здесь сегодня решить», - констатирует Ордов. Все это свидетельствует о том, что нам необходимо реформировать систему здравоохранения в целом, а не зацикливаться на каких-то краткосрочных показателях, будь то определенные программы правительства РФ или средства, которые под них выделяются. Эти вопросы нужно решать системно, в противном случае заданного результата достигнуть не удастся. «Намного эффективней будет довести до ума те прекрасные инициативы по программе диспансеризации населения, которые давно задуманы в России, но пока не воплощены должным образом в жизнь», - заключает Ордов. Также это говорит о том, что для развития нашего здравоохранения нужна система внешнего аудита, которая позволила бы обществу понять, как, куда и насколько эффективно расходуются бюджетные средства по данному вопросу.