Страховым организация могут запретить работать по ОМС за некачественную работу
В целях повышения качества работы страховых компаний в настоящее время проходит согласование законопроект, предполагающий возможность для территориальных ФОМС расторгать договора с страховыми медицинскими организациями, выполняющими свои функции по защите прав застрахованных некачественно. В 2018 году страховые представители, отвечающие за защиту прав пациентов и их информирование о возможностях в системе ОМС, планируют напомнить о необходимости пройти диспансеризацию 100% гражданам, подлежащим диспансеризации в этом году, по предварительным оценкам, это 26 млн человек, об этом шла речь на круглом столе «Осуществление деятельности страховых представителей СМО», состоявшемся в рамках форума «Здоровье нации - основа процветания России» в Москве. В прошлом году, по данным ФФОМС, о необходимости пройти диспансеризацию были индивидуально проинформированы 25,8 млн граждан. Напомним, что каждый житель нашей страны имеет право пройти диспансеризацию раз в три года в зависимости от года рождения. Для информирования населения страховые компании используют смс, различные мессенджеры, почту России, а также личное информирование. В этом году диспансеризацию могут пройти граждане, родившиеся в 1928, 1931, 1934, 1937, 1940, 1943, 1946, 1949, 1952, 1955, 1958, 1961, 1964, 1967, 1970, 1973, 1976, 1979, 1982, 1985, 1988, 1991, 1994, 1997 гг. Председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко подчеркнула важность повышения эффективности профилактики заболеваний, напрямую зависящей от прохождения пациентом регулярной диспансеризации и роли института страховых представителей в этом вопросе: «Если при запуске проекта «Институт страховых представителей» мы смотрели, чтобы страховые компании были в должной степени укомплектованы страховыми представителями I, II и III уровня, то сейчас наш фокус – качество их работы. Очень важно, чтобы наши застрахованные знали о своих правах на получение медицинской помощи в системе ОМС и о том, что у них есть право получить диспансеризацию бесплатно». При этом общая задача и страхового, и медицинского сообществ – добиться максимальной эффективности от прохождения диспансеризации, одна из важных задач которой, как напоминает Наталья Стадченко, – возможность выявления заболеваний на ранних стадиях, что в итоге позволяет повысить качество жизни пациента и скорость его восстановления, а также сократить затраты государства на лечение заболеваний, которые могли бы и должны быть обнаружены раньше. За два года существования института страховых представителей число страховых поверенных составило почти 9 тыс. специалистов трех уровней. Но при этом, как отметили участники круглого стола, построение пациенториентированной модели невозможно без активной позиции самого пациента и повышения его ответственности за собственное здоровье. Содействовать в повышении уровня мотивации населения в отношении к собственному здоровью должны в т.ч. страховые представители III уровня, которые начали работу в январе 2018 года (сейчас их уже более 1,3 тыс). Среди основных задач этих специалистов – мотивирование населения к выполнению рекомендаций врача по результатам диспансеризации, проверка своевременности диспансерного наблюдения, контроль приверженности к лечению застрахованных лиц на диспансерном наблюдении, выполнение плановых госпитализаций и диагностических мероприятий, принятие активного участия при рассмотрении конфликтных ситуаций и спорных случаев и оказание, при необходимости, правовой помощи застрахованным гражданам. С 2010 года постоянно ужесточаются требования к страховым медицинским организациям, включая финансовые требования, что сократило количество СМО с 98 до 43 в 2018 году, оставив наиболее финансово устойчивые страховые медицинские организации, способные исполнять возложенный на них законодательством функционал в полном объеме.