Реклама лекарств исчезнет с телеэкранов?
Группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект о запрете рекламы лекарств на телевидении. Идею авторы обосновывают тем, что рекламодатель озабочен выгодой, а не думает о здоровье пациентов, которые под воздействием рекламы занимаются самолечением. В аргументации в частности отмечается, что именно на телерекламе «целиком основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют эти препараты, обладают в силу депрессивных психических состояний повышенной внушаемостью». Также сказано, что в расширении рекламных бюджетов заинтересованы иностранные фармацевтические компании, чтобы вычитать расходы на рекламу из налогооблагаемой базы. Что именно нужно запретить рекламировать на экране Business FM рассказал один из авторов законопроекта, сенатор Сергей Лисовский: Сергей Лисовский сенатор «Это классический «Мезим» — везде незаменим, плюс различные расстройства женских функций и мужских функций и тому подобное, потом Bayer появляется. Вопрос не в том, кто производит, вопрос в том, что лекарственные средства во всем цивилизованном мире продаются в аптеках. Тебе провизор может минимальную дать информацию — нужно это лекарство или не нужно. Мы мало того, что провоцируем людей на покупку совершенно непонятных средств, но еще и это агрессивно навязываем. Внушаемость у людей достаточно высокая. Самое главное, что меня удивляет в позициях многих государственных чиновников, которые говорят: а вот СМИ потеряют много денег и нам придется им помогать. Но, во-первых, вопрос, надо ли помогать, и всем ли СМИ? Во-вторых, вопрос в другом: а то, что люди потом калечат свое здоровье, тратят деньги, которые они могли бы потратить совершенно на другие товары, тем самым поддержав нашу промышленность. Потом мы их еще и лечим за государственный счет. Если пересчитать, то проще нам давать телевидению деньги, чем давать ему возможность зарабатывать на рекламе подобных лекарственных препаратов, и тем самым вроде бы их поддерживая. На самом деле мы теряем очень много денег на этом, и гораздо бы честнее было бы впрямую поддерживать телевидение. Самое главное, что за эту прямую поддержку можно с него еще и спрашивать». Ограничений в области рекламы фармпрепаратов и так достаточно, считает управляющий директор Publicis ProHealth Алина Черникова: Алина Черникова управляющий директор Publicis ProHealth «Есть несколько законов о рекламе лекарственных средств, в которых прописаны ограничения, в зависимости от того, какой это препарат: биологически активная добавка или лекарственный препарат. Второй момент: так как к рекламе лекарственных препаратов особое внимание последние два года и внимание это усиливается, реклама препаратов все больше и больше соответствует тому, что прописано в инструкции, что наверное, заставляет покупателей внимательнее относиться к тому, что они покупают. По поводу антидепрессантов надо разобраться, потому что антидепрессанты — это рецептурный препарат, и его нельзя рекламировать на телевидении» Несмотря на уже существующие ограничения, фармпрепараты занимают долю в 27% на рынке телерекламы. Вот что говорит директор департамента ТВ и контента консалтинговой компании Jason & Partners Дмитрий Колисов: Дмитрий Колисов директор департамента ТВ и контента консалтинговой компании Jason & Partners «Категория рекламируемых товаров «лекарственные препараты и биоактивные добавки», набрала самое большое количество рейтингов. Если считать по аудитории 18 плюс, понятно, что на каждом канале размещение было на разных аудиториях, но так, чтобы сравнимые вещи можно было сравнить, то просто, чтобы вы понимали масштаб соответствий: лекарственные препараты и биоактивные добавки — 473 тысячи, 918 пунктов рейтинга, а товары для красоты и здоровью, №2 категория — 179 тысяч, 298 пунктов, то есть в 2,5 раза меньше. Дальше идут услуги в области торговли, потом продуктов питания и так далее, то есть фарма, как ее принято теперь уже называть, это огромная доля на нашем телевизионном рынке по объему рекламирования. Увы, выделить сейчас из этой категории российских и не российских производителей не то, что нельзя, просто невозможно, потому что как того или иного производителя идентифицировать: он рекламировал товар, произведенный в России или не в России? Это сложно, но можно однозначно говорить о том, что эта товарная категория на сегодня ключевая для телевизионного рекламного рынка. Опять же, если говорить о рейтингах о 30-секундных, по аудитории 18 плюс усреднение, вот забыли, что все каналы по разным аудиториям торгуются, 27% всей приобретенной рекламы телевизионной в 2017 году пришлась на товарную категорию «лекарственные препараты и биоактивные добавки». Идею запретить рекламу лекарств на телевидении назвал «разумной» бывший главный санитарный врач России, депутат Госдумы Геннадий Онищенко, отметив, что она встретит «дичайшее» сопротивление со стороны фармацевтического бизнеса.