Войти в почту

Рекламу лекарств по телевизору могут запретить

В Госдуму внесён законопроект, предлагающий запретить рекламу лекарств в телепередачах и телепрограммах. Соответствующий документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты». Авторами инициативы являются председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Рязанский, его первый заместитель Игорь Каграманян и первый замглавы Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. В пояснительной записке отмечается, что действующее законодательство, в частности, запрещает рекламировать по телевизору лекарства, отпускаемые по рецептам. Также не разрешается реклама ряда препаратов, содержащих разрешённые к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества. По мнению авторов, указанных частичных запретов недостаточно. К примеру, из Закона «О рекламе» следует, что реклама отпускаемых по рецепту лекарств не запрещена в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров и конференций. Но в законе не уточняется, что эти мероприятия предназначаются исключительно для медработников. Таким образом, они доступны всем желающим и могут транслироваться по телевизору. Это, по мнению авторов инициативы, не обеспечивает надлежащий контроль за информацией, имеющей значение для здоровья пациентов. Также в пояснительной записке указывается, что в Законе «О рекламе» нет запрета на рекламу препаратов, не прошедших государственной регистрации. При этом такой запрет есть в Законе «Об обращении лекарственных средств». «Мотивация рекламодателя также, как правило, далека от заботы о здоровье пациентов. Компании заинтересованы в рекламе в телепрограммах и телепередачах вновь разработанных дорогостоящих лекарственных средств», — говорится в документе. Авторы законопроекта указывают, что на телевизионной рекламе целиком основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку употребляющие эти препараты люди из-за проблем со здоровьем могут обладать повышенной внушаемостью. «Между тем неконтролируемое употребление этих препаратов, в том числе несовершеннолетними, может способствовать росту суицидов, чему есть недавние примеры за декабрь 2017-го», — указывается в пояснительной записке. Рекламодатель побуждает зрителей к приобретению лекарств, подменяя собой врача, чем стимулирует самолечение, предлагая людям «простые» средства от повышения давления, высокого уровня холестерина, ожирения и других болезней, отмечают инициаторы законопроекта. «Иностранные фармацевтические компании могут быть прямо заинтересованы в расширении рекламных бюджетов вне зависимости от пользы для пациентов, поскольку налоговое законодательство позволяет вычитать расходы на рекламу из налогооблагаемой базы», — подчёркивают авторы документа. Кроме того, отмечается, что реклама, адресованная персонально неопределённому кругу телезрителей, не позволяет учесть индивидуальные особенности здоровья, наличие показаний и противопоказаний к применению конкретным человеком того или иного препарата, подлежащего отпуску по рецепту. Такая реклама может повлечь несогласие пациентов следовать рецептурным назначениям, что, в свою очередь, ведёт к нарушениям со стороны аптек, которые могут продать препарат без рецепта по сформированному на основе телевизионной рекламы желанию потребителя. Это, по мнению авторов, создаёт риск для жизни и здоровья человека и может стать причиной аллергических реакций, привыкания, неучтённого побочного действия и других негативных следствий применения лекарств без назначения врача.