Обнаружено новое направление для лечения БАС

Исследователи выяснили, что между боковым амиотрофическим склерозом и редкой разновидностью деменции имеется генетическая связь. Возможно, это поможет в лечении обоих расстройства.

Обнаружено новое направление для лечения БАС
© МедикФорум

Почти половина всех жертв бокового амиотрофического склероза также сталкиваются с когнитивными проблемами, которые влияют на память и мышление. В медицине это явление известно под названием лобно-височной деменции. БАС, представляющий собой болезнь, преимущественно, затрагивающую подвижность, повреждает нейроны в позвоночнике, а лобно-височная деменция характеризуется ухудшением в поведении и личности, нарушениях языка и низком импульсном контроле, что связано с воздействием на нейроны в мозге. Исследователям удалось обнаружить распространенный вариант гена МАРТ, который способствует производству тау-белков, связанных с болезнью Альцгеймера и другими видами деменции. Ранее этот ген никак не был связан с БАС.

И вот теперь ученые установили, что имеется генетическая связь между боковым амиотрофическим склерозом и МАРТ. Редкие мутации и распространенные вариации в МАРТ повышают риск болезней, связанных с тау-белками. Теперь также доказано, что эти генетические варианты увеличивают вероятность развития БАС. Ранее наука не задумывалась о роли тау-белков в развитии бокового амиотрофического склероза, а все исследования в этой области касались болезни Альцгеймера и других так называемых тау-патий.

Новое исследование открывает возможность разработки специфических терапий, направленных на тау-белки, которые будут действенны при лечении некоторых пациентов с БАС. Более того, исследователи также выяснили, что некоторые варианты гена BNIP1, который обычно играет важную роль в защите от клеточной смерти, увеличивают риск и бокового амиотрофического склероза, и лобно-височной деменции.