Кофе оказался «пожирателем» действующего вещества конопли

Исследователи из Медицинской школы Файнберга при Северо-Западном университете (США) определили, как употребление различного количества кофе меняет набор веществ, попадающих в кровь в результате биохимических реакций внутри клеток. Оказалось, что длительный регулярный прием больших доз кофе (8 чашек в день) значительно снижает уровень концентрации нейромедиаторов из группы эндогенных каннабиноидов — важных сигнальных молекул в мозге. Научная статья опубликована в Journal of Internal Medicine. В исследовании, занявшем три месяца, принимали участие 47 граждан Финляндии, регулярно пьющих кофе. В первый месяц они полностью воздерживались от употребления кофе, во второй месяц употребляли по четыре чашки кофе в день, в третий — по восемь. В конце каждого месяца у всех участников брали кровь для анализа на метаболиты — вещества, образующиеся в итоге разложения и других химических превращений в клетках и выброшенных ими в кровоток. Его производили различными методами жидкостной хроматографии. Результаты анализа каждого из трех месяцев сравнивали между собой. Выяснилось, что месячное употребление восьми чашек кофе в день изменяет содержание 115 из 733 исследованных метаболитов в крови по сравнению с состоянием, когда человек полностью воздерживается от приема кофе. О влиянии кофе на 82 из них было известно ранее. Это вещества, образующиеся в ходе переработки различных компонентов этого напитка — кофеина, полифенолов и стероидов растительного происхождения. Связь кофе и 33 других метаболитов ранее не была показана. Эти вещества появляются в результате переработки жирных кислот и эндогенных каннабиноидов. Ни те, ни другие не содержатся в самом напитке. Особенно интересно, как прием больших объемов кофе влияет на реакции с участием эндогенных каннабиноидов. Эти вещества служат нейромедиаторами и по химическому строению похожи на действующее вещество конопли — тетрагидроканнабинол. Они регулируют интенсивность болевых ощущений, умственные процессы, артериальное давление, иммунные реакции и сон, а также аппетит, повышая его. Судя по результатам проведенного анализа метаболитов, у пьющих много кофе эндогенные каннабиноиды разлагаются организмом интенсивнее, чем в норме. Это может объяснять, каким образом кофе снижает риск набора лишнего веса и диабета II типа. Описанная работа отличается от многих других исследований связи кофе и здоровья тем, что напрямую устанавливает влияние этого напитка на организм человека. В большинстве случаев исследователи ищут корреляцию между употреблением некой дозы кофе и наличием определенных заболеваний или возрастом, в котором они проявляются. Однако авторы из США и Нидерландов во время своего эксперимента фиксировали точное содержание в крови испытуемых различных веществ, принимающих участие в биохимических реакциях в организме — то есть конкретные механизмы воздействия кофе на работу клеток и тканей человека.

Кофе оказался «пожирателем» действующего вещества конопли