Войти в почту

Общественники защищают права пациентов в сфере здравоохранения

В Самарской области проект реализуется на базе областной организации инвалидов рассеянного склероза. Координатор проекта Светлана Сергеева пояснила, что всероссийская горячая линия начала действовать с января 2018 года. Позвонив в будние дни по телефону 8–800–500-82-66 (с 8.00 до 11.00 и с 15.00 до 18.00) граждане могут получить бесплатную консультацию по любым вопросам, связанным с защитой прав на охрану здоровья. В рамках этого же проекта проводятся тематические Школы пациента, главная задача которых — повышение правовой грамотности населения. "Сейчас на горячей линии уже работает 20 подготовленных экспертов из разных регионов, со временем их будет сорок, — рассказывает Сергеева. — Как правило, это руководители общественных организаций, которые сами являются пациентами, либо их близкие родственники. Их жизнь заставила очень тесно взаимодействовать с медициной — по лекарственному обеспечению, по инвалидности и так далее. И чтобы получать то, что государство им гарантирует, они были вынуждены изучить все законодательство". Чтобы понять, что ваши права пациента нарушены, их надо знать. Нужно посмотреть информационные стенды, которые размещены в лечебном учреждении, прочитать Программу государственных гарантий оказания бесплатных услуг или информационные материалы ваших страховых компаний — права бывают разные. Пациентам важно занимать более активную позицию: предупрежден — значит вооружен. В рамках проекта экспертов-консультантов собирали на три дня в Москве, обучали тому, как консультировать по телефону, юридическим тонкостям, разбирали конкретные ситуации. "Жалобы типичные: не выписывают рецепт, невозможно записаться к нужному специалисту, сложности с получением инвалидности, — поясняет Светлана. — Много вопросов по обеспечению жизненно важными лекарствами для диабетиков, гемофиликов. Консультанты рекомендуют, как в соответствии с законодательством поступать, куда идти и что делать. Например, если человеку отказали в бесплатном анализе, а у него нет денег на платную услугу. А потом может выяснится, что в страховом полисе услуга предусмотрена как бесплатная. И консультант должен объяснить, на основании каких законов вы имеете право на бесплатное обследование". Часто консультанты советуют пациентам звонить в страховые медицинские компании, которые сегодня как никогда готовы к сотрудничеству. Например, в самарскую Школу пациента страховщики приходят регулярно, многие пациенты с их помощью смогли решить свои вопросы. "А если так проблема не решается, мы помогаем людям составить жалобы в Роспотребнадзор или в Росздравнадзор, — добавляет Сергеева. — Однако самый короткий путь — это разговор с администрацией больницы. Когда в медучреждении понимают, что человек знает свои права и умеет ими пользоваться, в 80% случаев ему идут навстречу". "Горячая линия для юридической помощи гражданам в защите прав на охрану здоровья" работает для самарцев в будние дни с 8.00 до 11.00 и с 15.00 до 18.00 по тел. 8–800–500-82-66.