Ученые объяснили, почему татуировки не исчезают

Татуировки не тускнеют и не исчезают с кожи из-за одной интересной особенности иммунной системы – ее клетки поедают зерна краски, попадающие в тело при нанесении татуировки, и хранят их в себе на протяжении всей жизни человека, говорится в статье, опубликованной в Journal of Experimental Medicine.

Ученые объяснили, почему татуировки не исчезают
© РИА Новости

"Макрофаги живут не так долго, как человек, и, по всей видимости, когда они умирают, их содержимое, в том числе и частицы красок, выбрасывается в окружающую среду. Там их подхватывают соседние макрофаги, что позволяет татуировкам существовать практически вечно", — заявила Сандрин Анри (Sandrine Henri) из университета Марселя (Франция).

Татуировки являются одним из самых древних примеров изобразительного искусства, созданного человеком. Как сегодня считают ученые, опираясь на древнеегипетские мумии и следы пигментов в могильниках более древних жителей Земли, люди научились наносить постоянные татуировки на свое тело еще до зарождения цивилизации, и с тех пор это искусство стало неотъемлемой частью светской и религиозной культуры многих народов мира.

В последние годы биологи и медики начали активно интересоваться тем, как татуировки влияют на здоровье человека. Недавно ученые из Франции обнаружили, что иммунные клетки могут переносить частички краски из татуировок в лимфатические узлы и другие части организма, где они могут вызывать воспаления и способствовать развитию рака.

Это открытие натолкнуло Анри и ее коллег на мысль, что иммунные клетки могут играть существенно более важную роль в "жизни" татуировок, чем было принято раньше считать. Ученые проверили эту идею, нанеся татуировки на тело нескольких мышей, и проследив за тем, как макрофаги, главные "защитники" кожи от инфекций, будут взаимодействовать с частицами краски.

ДНК этих мышей, как отмечают ученые, была модифицирована таким образом, что они могли в любой момент уничтожить все колонии иммунных клеток в их коже, используя один из токсинов дифтерийной палочки, чьи молекулы включали программу самоуничтожения в макрофагах и их "кузенах".

Эти наблюдения показали, что частицы краски поглощаются не обычными клетками кожи, а макрофагами, которые считают их своеобразными инородными телами. Обнаружив эту необычную особенность этих телец иммунной системы, ученые проверили, что произойдет, если уничтожить все "татуированные" клетки в один присест.

Как предполагали ученые, "массовый суицид" макрофагов должен был привести к тому, что татуировка должна была постепенно исчезнуть, однако этого не произошло — зеленые полоски на теле грызунов не тускнели и не теряли свою форму, и сохранялись даже после того, как ученые трансплантировали кожу с одного хвоста мыши на другой.

Причиной этого, как впоследствии обнаружили биологи, было то, что новые макрофаги, попавшие в кожу из лимфатической системы, практически мгновенно начали захватывать пигментные зерна, не позволяя им "сбежать" внутрь организма. Благодаря тому татуировки могут существовать практически так же долго, как живет сам человек.

Эта же особенность иммунной системы, как отмечают ученые, объясняет то, почему от татуировок крайне сложно избавиться даже при помощи лазеров, не сдирая в буквальном смысле всю кожу с той части тела, где они нарисованы. Соответственно, уничтожение макрофагов и блокировка им "доступа" в кожу может ускорить этот процесс и сделать его менее болезненным.