Ещё

Фото: Medical Insider
Фото: Flickr/Magdalena RoeselerУченые считают, что шизофрения является побочным продуктом сложной эволюции мозгаНовые генетические данные, опубликованные в научном журнале Schizophrenia, свидетельствуют о том, что шизофрения является нежелательным побочным эффектом эволюции сложного мозга человека.
Фото: Flickr/Magdalena Roeseler
Актуальность проблемы
Все больше и больше исследований освещают генетические моменты шизофрении, которая встречается примерно у 1% населения мира. Предыдущие исследования показали, что 79% риска развития шизофрении приходятся на гены, и генетические мутации в глиальных клетках мозга могут быть ответственны за данное заболевание. Теперь ученые из Австралии поддерживают теорию, что состояние может быть нежелательным побочным эффектом эволюции человеческого мозга.
Материалы и методы исследования
Профессор Браин Дин (Brian Dean) с соавторами исследовали головной мозг 15 человек, которые страдали шизофренией, и 15 человек, которые не имели данную патологию. Ученые проанализировали уровень матричной РНК (мРНК) в лобных долях головного мозга. Основываясь на данных уровня мРНК, исследователи спрогнозировали генетические пути, которые будут затронуты изменениями в экспрессии генов.
Результаты научной работы
В головном мозге людей с диагнозом шизофрения исследователи обнаружили 566 случаев изменений генетической экспрессии в лобной доли головного мозга и окружающих ее областях. Как объясняют авторы исследования, » лобная доля играет важную роль в поддержании когнитивной гибкости, лежащей в основе человеческих рассуждений и способностей планирования», и, которые нарушены у людей с шизофренией.
Исследование также выявило генетический путь в так называемом поле Бродмана головного мозга.
«Лучшее понимание изменений в этом пути может предложить новые препараты для лечения расстройства», — говорит профессор Дин. «Считается, что шизофрения возникает, когда факторы окружающей среды вызывают изменения экспрессии генов в головном мозге человека».
Такие потенциальные экологические триггеры в эпигенетических изменениях включают осложнения беременности и родов, а также психосоциальные стрессоры.
Главный вывод этого исследования заключается в том, что ни один ген не изменил уровень экспрессии во всех трех областях коры головного мозга у пациентов с шизофренией. Это означает, что молекулярные изменения, связанные с шизофренией, неравномерны по коре.
Авторы другого исследования утверждают, что люди с шизофренией имеют повышенный риск развития диабета.
Литература
Scarr E., Udawela M., Dean B. Changed frontal pole gene expression suggest altered interplay between neurotransmitter, developmental, and inflammatory pathways in schizophrenia // Schizophrenia. — 2018. — Т. 4. — №. 1. — С. 4.