Олег Румянцев: Приятно видеть, когда наши пациенты остаются молодыми
За год в госпитале для ветеранов войн № 3 проходят лечение 14 тысяч пациентов. В основном это ветераны Великой Отечественной войны, некоторые из которых уже перешагнули столетний рубеж. О том, как найти подход к пациентам преклонного возраста и в чем особенность их лечения, mos.ru рассказал главный врач учреждения — заслуженный врач России доктор медицинских наук, профессор Олег Румянцев. Он возглавляет госпиталь последние восемь лет. Благоустроенные палаты и новое оборудование — Олег Николаевич, в чем особенность вашего госпиталя? — Наш основной контингент — это ветераны Великой Отечественной войны. Конечно, это люди преклонного возраста, это долгожители. К примеру, у нас в прошлом году было 17 пациентов старше 100 лет, а старше 90 лет — 1720. Понятно, что такие больные нуждаются в особых условиях оказания медицинской помощи. Ветераны заслуживают особо бережного, чуткого и внимательного отношения. Также у нас лечатся ветераны Афганистана, но их меньше, поскольку эти люди еще довольно молоды. — С какими заболеваниями чаще всего поступают пациенты? — Особенность наших больных — это полиморбидность, или коморбидность, то есть это люди, у которых не одно заболевание, у них могут быть одновременно проблемы и с сердечно-сосудистой системой, и с системами органов дыхания, и с нервной системой, опорно-двигательным аппаратом, органами слуха, зрения. С этим связана определенная сложность лечения таких пациентов. Например, есть такие лекарства, которые, с одной стороны, улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, но в качестве побочного действия ухудшают функцию органов дыхания. И вот лечением таких сложных патологий мы занимаемся. Эти пациенты могут с трудом передвигаться, их на обследование нужно везти, часть из них необходимо кормить в палате. — Это ведь не так просто — какие условия у вас созданы для пациентов? — Палаты у нас все благоустроенные. В каждой есть туалет, душ, умывальник. Как правило, все пациенты находятся в двухместных, максимум трехместных палатах. Каждая палата оснащена пультом вызова медицинской сестры. Все, что необходимо для комфортного пребывания, у нас есть. Зданию нашему 27 лет, мы стараемся поддерживать его в хорошем состоянии, вы видите мой кабинет — так выглядит любая палата. У нас все чисто, все убрано. В этом году мы отремонтировали полностью крышу. Кроме того, сейчас идет плановая замена десяти лифтов. Здание на 16 этажей, лифты активно эксплуатируются. — Какое лечебно-диагностическое оборудование есть в вашем распоряжении? Можете ли вы выполнять уникальные операции? — Когда проводилась модернизация здравоохранения в Москве, мы получили два компьютерных томографа, установку для магнитно-резонансной томографии, современный ангиограф и другое оборудование, сделали новые рентгеновские кабинеты. Все это мы активно используем не только для оказания неотложной помощи, но и для лечения больных в плановом порядке. Наша особенность в том, что у нас есть плановые госпитализации для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных. Также мы оказываем помощь и по неотложным состояниям, принимаем больных с двумя важными для Москвы патологиями: инсультом и инфарктом. Современное оборудование позволяет установить диагноз в более короткое время и назначить адекватное лечение — либо консервативное, либо оперативное. Таким образом, это позволяет сократить время пребывания пациентов в госпитале. У нас есть отделения хирургического профиля. В случае с больными пожилого возраста и долгожителями (старше 90 лет) необходимо отдельно обсуждать показания к хирургическому лечению. Те операции, которые выполняются в других стационарах, они в основном для этих пациентов не подходят или их выполнение связано с очень высоким риском. То же самое касается и анестезии. Поэтому мы стараемся подобрать такие методы лечения, которые пациентами переносятся лучше. Это малоинвазивные операции, это эндоскопические операции. Да, в части случаев они не позволяют на сто процентов вылечить пациента, но тем не менее позволяют ему дальше жить, улучшить качество жизни. Кроме того, у нас есть отделение восстановительного лечения. Туда входят залы ЛФК, психотерапии, психологи работают, хорошая водолечебница. Мы активно внедряем реабилитационные методики. Телемедицинские технологии — Сейчас происходит активное внедрение информационных технологий в систему здравоохранения. Реализуются ли у вас какие-то подобные проекты? — У нас в госпитале существует система «Эверест», она объединяет все подразделения госпиталя — начиная от консультативно-диагностического центра, где заводится медицинская карта. У нас к этой системе подключены все лечебно-диагностические отделения. Вся информация потом автоматически попадает в медкарту. Причем все данные, естественно, хранятся, и когда пациент приходит через какое-то время, мы сразу же видим его историю болезни. Мы развиваем телемедицинские технологии. Недавно начали активно работать с диагностическим центром № 5 в Северо-Восточном округе. Раз в неделю мы собираемся у мониторов, с одной стороны — это наши заведующие отделениями, куда пациенты будут поступать, а с другой стороны — врачи консультативно-диагностического центра, которые представляют тех, кого они к нам направят. И в режиме онлайн-беседы происходит обсуждение того или иного пациента, каких-то особенностей течения заболевания, определяется конкретная дата госпитализации. За этим будущее. Это выгодно и нам, врачам, и пациенту, потому что он приходит — и сразу же мы его госпитализируем, потому что вся информация о нем у нас уже есть. — То есть малоподвижным пациентам и их родственникам нет необходимости ехать сюда очно перед госпитализацией? — Да! А кроме того, у нас работает очно-заочная консультация, когда представители поликлиники по месту жительства или родственники приносят сюда все медицинские документы пациента, мы их рассматриваем, определяем профильное отделение. Потом созваниваемся с человеком, говорим, когда он должен поступить, он приходит, для него уже свободна койка, врач ждет. Более того, у нас есть автобус, который пациентов после выписки развозит домой, прямо к подъезду. Естественно, мы не можем развезти всех, но значительной части помогаем. — Как стать вашим пациентом? — Мы занимаемся плановой госпитализацией жителей Северо-Восточного, Северо-Западного, Северного, Западного, Зеленоградского, а также Троицкого и Новомосковского округов. Первый путь — ветерану надо обратиться в поликлинику по месту жительства, и при наличии показаний он получит направление в наш госпиталь, с ним надо приехать сюда, в наш консультативно-диагностический центр, который направит на госпитализацию. Госпитализация не ветеранов Великой Отечественной войны в плановом порядке осуществляется при отсутствии очереди на госпитализацию ветеранов ВОВ. Второй путь — это та самая очно-заочная консультация. На нее приходится 40 процентов плановой госпитализации. — Есть у вас такое понятие, как очередь на госпитализацию? — У нас может быть период ожидания — до пяти дней. Экстренная госпитализация, естественно, происходит в течение нескольких минут. Плановая госпитализация осуществляется неравномерно по месяцам. Сейчас, зимой, загруженный период, а начиная с конца мая по сентябрь у нас затишье, потому что все разъезжаются по дачам. И вот в это время у нас не все койки даже заняты. Мы, когда встречаемся с ветеранами, говорим, что эти плановые госпитализации нужно равномерно распределять: часть зимой, а часть на летнее время. Это удобно, и мы внимания можем больше уделить нашим пациентам. Но пока, к сожалению, летом пациентов меньше. Повышение квалификации медперсонала и научная деятельность — Наверное, обслуживать такой госпиталь непросто. Хватает ли вам кадров и в чем специфика работы с такими пациентами? — У нас работают 1400 человек. Общаться с людьми преклонного возраста, с долгожителями, заботиться о них — это, пожалуй, призвание. Такой пациент одевается долго, раздевается долго, питаться сам не может, плохо видит, плохо слышит — и это все требует терпения, сострадания. И не каждый, кто устраивается к нам, это может выдержать. Бывает, что человек устраивается на работу, а через какое-то время приходит и говорит: «Ну не могу, не мое». Мы не уговариваем. Но те, кто остается, становятся нашим золотым фондом, они работают десятилетиями, и мы на них опираемся. Они отлично справляются. Я это знаю от пациентов, потому что они ко мне заходят, я с ними разговариваю. Вот они говорят, что у нас персонал воспитанный, культурный, понимает проблемы. У нас нет каких-то больших кадровых проблем сегодня. Конечно, кто-то увольняется, кто-то приходит, но сказать, что мы не можем найти какого-то специалиста, я не могу. Раз в пять лет все сотрудники проходят плановое повышение квалификации, за этим строго следим. В штате есть один сотрудник со статусом «московский врач». Это заведующий 11-м неврологическим отделением Георгий Черепанцев. Будут еще, все сотрудники заинтересованы в получении этого статуса, мы уже начали это движение. Должен сказать, что все программы, которые реализуются в городе, направлены на то, чтобы улучшить медицинское обеспечение жителей Москвы. Это основная наша цель. — А что вы делаете для достижения этой цели? — Сейчас активно надо создавать отделение реабилитации. По-видимому, этим будем заниматься в следующем году. Наверное, надо создавать гериатрическое отделение — тоже одно из направлений нашего развития. На базе госпиталя работают три кафедры: кафедра хирургии медико-профилактического факультета и кафедра госпитальной терапии № 2 Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, а также кафедра фундаментальной и клинической неврологии и нейрохирургии медико-биологического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Созданы университетские клиники, и ни один сложный пациент не проходит без внимания представителей этих университетских клиник. Нужно наращивать этот научный потенциал. Я хочу, чтобы у нас практические врачи активно занимались научной деятельностью. — 23 Февраля — особенный для вашего госпиталя праздник. Как будете отмечать? — 20 февраля у нас был концерт, выступал хор ветеранов Великой Отечественной войны. Часть этих ветеранов наблюдаются у нас. Еще я планирую записать поздравление для всех сотрудников, для всех пациентов. Почти в каждом помещении у нас есть громкоговорители, и это поздравление 23 Февраля будет слышно на всех наших 80 с лишним тысячах квадратных метров. Также мы демонстрируем фильмы, посвященные военным событиям, для тех, кто находится на лечении. Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех пациентов, и тех, которые находятся в нашем госпитале, и тех, кто сейчас не здесь, но мы о них помним, потому что они наши пациенты. Хочу поздравить всех с Днем защитника Отечества и пожелать самого главного (я думаю, что для них это главное) — здоровья. Нам приятно видеть, когда наши пациенты не стареют, а остаются такими же молодыми, и, самое главное, когда не появляются новые болезни, они хорошо выглядят, разговаривают, здороваются с нами. Для нас это самое главное.