Ещё

Теория вечного кайфа: как связаны секс, религия и наркотики 

Фото: Нож
О, закрой свои бледные ноги, побойся бога
Все примерно ясно с запретом на наркотики. Начни добропорядочный воцерковленный бухгалтер ширяться героином, очень скоро он приползет в притон закладывать бумаги работодателя, фамильную иконку и почку своей жены. Но если он вовремя взглянет на крест под накрахмаленным воротником, соблазн стать торчком может и исчезнуть. Так, религия выступает в качестве идеального настоятеля, спасающего душу бухгалтера, а заодно и общества в целом, от плутания по ломбардам и сомнительным ссылкам Tor’a. Но чем же не угодил секс?
Одна из современных научных теорий и вовсе называет секс истинной причиной возникновения религии.
Наибольшей одержимостью и по сей день отличаются авраамические религии. Вместе взятые, они наплодили невероятное количество абсурдных рекомендаций.
Католичество в свое время регламентировало допустимые позы (ни минета, ни догги-стайл, ни даже стоя). Иудаизм заставляет женщин после завершения критических дней и мужчин после семяизвержения совершать ритуал омовения в микве (а также, каков контекст, тех, кто прикасался к мертвецу, болен гонореей и т. д.). Мусульманин, имея гарем наложниц, не может позволить себе групповой секс, даже если все «за» и любят друг друга пуще жизни. О гомосексуализме можно даже не заикаться.
В области теории несоответствие также можно устранить, но ужасно перверсивным и еще более абсурдным способом: разделив божественную природу человека и его греховную плоть.
В таком случае секс, дарующий жизнь, превращается в связующее звено. И если, к примеру, неортодоксальный иудаизм называет его священным порталом между телом и духом, то большая часть конфессий, в особенности христианство, рассматривают секс как функциональный, но так себе способ продлить жизнь виду. Наиболее весомый аргумент в этой войне — концепция грехопадения.
В ранние времена история Адама и Евы не трактовалась как падение женщины и мужчины. Более того, античность, с ее культом плоти, празднества и поэтизации того и другого, стыдилась легенды про волшебного змея и двух нагих асексуалов и интерпретировала ее аллегорически. Эдем — как идеальное состояние души, мир платоновских идей. Изгнание — как потерю золотого века, цельности личности, набоковского детства Земли. Легенда о потерянном рае прочитывалась как угодно, но только не буквально — как наказание за вожделение. Так было вплоть до конца IV века, пока на теологическо-литературном небе не зажглась звезда Аврелия Августина Иппонийского.
Гарвардский профессор Стивен Гринблатт в статье с многообещающим названием «Как святой Августин изобрел секс» подробно анализирует, как и почему христианский богослов создает концепт грехопадения.
Будучи крайне сексуально активным мужчиной, Августин уже в зрелом возрасте принимает христианство и обет монашества. Будучи еще и амбициозным писателем-философом, он также решает эффектно и доказательно обосновать, зачем кому-то может понадобиться отказ от оргазма во имя Бога.
Для этого он на 180 градусов разворачивает Книгу Бытия и трактует изгнание из Эдема как достоверное событие, а значит, и реальное возмездие за вполне конкретное действие. Тем самым он радикально меняет традиционный взгляд на ряд прекрасных понятий: страсть интерпретируется им как похоть, тело — как заклейменное злом, а секс во имя наслаждения — как морально неприемлемое занятие. Трактовка прижилась, вцепилась в культуру и воспитание, словно клещ, и по сей день вызывает массу неврозов, как и образ карающего Бога в целом.
Иной взгляд на сексуальность имеют многие восточные учения. Индуизм включает каму в одну из четырех пурушартх, то есть главных целей человеческой жизни (пусть и на условиях не самой возвышенной).
Даосизм рассматривает женщину как источник бесконечной энергии, увеличивающейся с каждым оргазмом и открывающей путь к бессмертию, высшей цели воина Дао. Тантристы и вовсе повернулись на раскрытии Божественной Природы через сексуальность. Эти и многие другие учения объединяет одно и то же понимание: телесность есть портал в более тонкий мир, а оргазм равноценен мистическому переживанию.
О, раскрой свои бледные ноги, побойся мозга
«Духовность, сексуальность и мозг связаны воедино страстью. Влюбленные переживают мистический опыт», — заявляет Дэниел Дж. Амен, нейробиолог и нейропсихиатр, который одним из первых стал использовать КТ головного мозга в психиатрии. Заявляет он это в ходе дискуссии круглого стола, где до него в том же духе высказались психиатр из Гарварда и четыре специалиста по эзотерике (среди которых числились католик, иудей и представитель ислама). Не без юмора он прибавляет, что «влюбленные, чтобы вызвать состояние романтического экстаза, часто используют те же средства, что и религиозные лидеры: музыку, свечи, поэзию и единение». Так Дэниел Дж. Амен обобщает восхитительный тезис «сексуальный экстаз — аналог божественного», который он выдвинул на основе исследований нейробиологии в этой области.
В доказательство теории Амен приводит данные о научных исследованиях правого полушария мозга, в частности височной доли, которые многие ученые связывают с духовными переживаниями. Ее неофициальное научное название — «зона Бога».
К примеру, нейробиолог и естественный философ Майкл Персингер, считает, что способность переживать опыт единения с божественным, появилась в следствие эволюции мозга. Более того, она имеет и конкретный нейромедиатор — височно-долевые транзиенты (естественные электрические всплески в височной доле). В ходе экспериментов Персингера выяснилось, что при стимулировании нужной области импульсом низкого напряжения ее владелец испытывает религиозное откровение: ощущает единение с Богом или его фактическое присутствие поблизости.
Таким образом, сексуальный и божественный экстаз с точки зрения нашего мозга — явления одного порядка (по крайней мере, у женщин).
Интересно следующее: во время исследований воздействия кокаина наркотик обрабатывают радиоактивными изотопами, чтобы отследить, какая часть мозга активизируется под его воздействием. На экране подсвечивается только одна область — базальные ганглии.
Группа ученых из Университета штата Юта провела исследование с участием 19 последователей мормонской церкви (в США — четвертая по численности). В ходе эксперимента верующие инициировали религиозное переживание путем прослушивания речей миссий, чтения отрывков священных писаний, просмотром фильмов на библейские сюжеты и т. д. Для чистоты анализа ученые выбрали тех участников эксперимента, которые оценивали свое религиозное чувство как сходное с реакцией на богослужение (экстаз, умиротворение и чувство тепла). ФМРТ-визуализация показала, что в момент наибольшего воодушевления (испытуемые нажимали на специальную кнопку), активировалась в том числе и область прилежащего ядра.
Таким образом, наш мозг регистрирует оргазм, наркотический приход и религиозное чувство похожим образом. Однако мистический опыт, описанный Святым Августином (и не им одним) предполагает куда более сильный эффект, чем простой экстаз или умиротворение.
Используя терминологию Маслоу, речь идет о «пиковом переживании».
Так американский психолог обозначил явления, связанные с ощущением полноты существования, всеобщего единения и сознанием «абсолютной истины». По Маслоу, лейтмотив всех духовных писаний — метафорическое описание подобных состояний, созданное теми, кто их пережил, для тех, кому не посчастливилось. Peak experiences, во-первых, чаще испытывают люди, успешно реализовавшие личностный потенциал, во-вторых, такой опыт способен кардинально изменить мировосприятие любого человека, и, в-третьих, он вводит в состояние измененного сознания. Как вы понимаете, словарь приближается к категории «наркотики как опыт самопознания». Действительно, главным активатором «пиковых состояний» являются психоделики, что не раз подтверждали ученые и творческие личности со всего света. К тому же известно, что психоделики используются во многих религиозных культах в качестве медиатора.
Масштабные научные исследования в данной области пережили бум в 50-х, затем плавно перекатились в смуту из-за истерии рок-н-рольных 60-х и ненадолго ушли в забвение. Интерес к гигантскому потенциалу психоделиков обрел ренессанс уже в наше время с развитием нейронаук, которые и появились-то благодаря этим психоактивным субстанциям. Но из всего спектра веществ нас интересует лишь одно, главное в этом Pink-Floyd-параде, — диметилтриптамин, или ДМТ.
Титул главного ДМТ заслужил как единственный психоделик, который человеческий организм вырабатывает самостоятельно (к слову, мы производим и другие «наркотики» — к примеру, близкий морфию эндорфин).
Судя по данным легализованных исследований на людях, ДТМ-трип (то есть искусственное увеличение количества выработки молекулы организмом) — это отражение опыта святого Августина с отсылками к Тибетской книге мертвых и внетелесным путешествиям йогинов высшей лиги. Неудивительно, что (с подачи доктора медицины Рика Страссмана) ДМТ стали называть «молекулой духа». Эпифиз же еще Декарт называл «вместилищем души».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео