Ученые обнаружили в генах летучих мышей долголетие

Ученые из пяти европейских стран выяснили, как летучие мыши большие ночницы стали долгожителями. По данным исследователей, у этого вида теломеры, копирующие ДНК в процессе деления клетки, не укорачиваются. Обычно сокращение этого участка клетки считается одной из причин биологического старения.

Ученые обнаружили в генах летучих мышей долголетие
© Москва24

Стоит отметить, что полностью процесс старения живых организмов еще не изучен. Обычно его изучают на лабораторных животных с коротким временем жизни, за которыми удобно наблюдать и с которыми легко работать. При этом полученные результаты оказывается сложно распространить на долгоживущие организмы, включая людей.

Поэтому ученые решили изучить процессы старения у млекопитающих-долгожителей.

Авторы исследования под руководством Эммы Тилинг посчитали соотношение наблюдаемого и ожидаемого времени жизни с учетом размеров тела у 779 видов животных. Из них 19 видов с поправкой на размеры живут дольше людей. Большая часть таких существ относится к летучим мышам.

Так большая ночница может прожить до 37 лет – в 10 раз больше обычной домовой мыши, сравнимой по размерам, сообщает Science Advances.

В итоге команда ученых выбрала для изучения четыре вида летучих мышей с максимальной продолжительностью жизни свыше 20 лет. Они отобрали от 45 до 240 особей каждого вида и наблюдали за изменением у них длины теломер. У двух видов летучих мышей, большого подковоноса (Rhinolophus ferrumequinum) и обыкновенного длиннокрыла (Miniopterus schreibersii), теломеры с возрастом укорачивались, а у большой и длинноухой ночницы – нет.

После этого исследователи сосредоточили усилия на изучении большой ночницы. Они проверили экспрессию гена TERT, кодирующего теломеразу – фермента удлиняющего теломеры. Ее они не обнаружили. Тогда были отобраны Тогда авторы статьи выбрали 225 генов, которые ассоциируются с регуляцией теломер.

Оказалось, что по сравнению с другими млекопитающими, у большой ночницы была повышенная экспрессия 20 генов. Среди них были гены ферментов MRE11a и RAD50, участвующих в починке ДНК.

Теперь авторы планируют изучить эти ферменты в клетках больших ночниц, и попытаться разгадать секрет их долголетия.

В январе 2018 года ученые Московского государственного университета заявили, что находятся в одном шаге от создания "лекарства от старости". Химики синтезировали антиоксидант, который может проникать внутрь митохондрий и нейтрализовать приводящие к старению токсичные формы кислорода в месте их образования.