Главное за неделю: про мутагенную активность электронных сигарет, сложнейшее вещество за пределами Галактики и новые автоматы России

Топ-3 По сложившейся традиции, начнем с тройки лидеров — новостей, которые заинтересовали наших читателей больше всего. 1. Ученые подтвердили мутагенную активность электронных сигарет Исследователи подвергали лабораторных мышей воздействию аэрозолей из электронных сигарет в течение 12 недель, что с учетом продолжительности их жизни можно считать эквивалентом десятилетнего стажа курения у человека. В результате у таких животных наблюдались признаки мутаций, повреждений ДНК в тканях сердца, легких и мочевого пузыря. В сравнении с «некурящими» мышами из контрольной группы, клетки их легких производили меньше белков, необходимых для репарации ДНК и ее восстановления при случайных мутациях. Ту же картину дали параллельные эксперименты, поставленные с культурами клеток легких и мочевого пузыря человека после обработки их никотином и никотинпроизводным нитрозамин-кетоном (NNK). Это, по мнению авторов, позволяет сказать, что и в некоторых тканях целого организма вещества, содержащиеся в аэрозолях электронных сигарет, превращаются в генотоксические и мутагенные производные. Электронные сигареты / ©wikipedia 2. Астрономы нашли самое сложное вещество за пределами Галактики Новые наблюдения, выполненные с помощью комплекса радиотелескопов Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) в пустыне Атакама, доказывают, что в межзвездном веществе в Большом Магеллановом Облаке присутствуют молекулы довольно сложных органических веществ, состоящих из атомов углерода, азота и кислорода, – метанол, диметиловый эфир и метилформиат. Астрономы получили спектры метилформиата, наблюдая Большое Магелланово Облако в миллиметровом диапазоне. Источник излучения – два региона с повышенной плотностью вещества, где идет активный процесс формирования новых звезд; эти регионы известны как «горячие ядра». 3. Россия приняла на вооружение новые автоматы Как стало известно, Вооруженные силы РФ выбрали сразу несколько автоматов. Об этом заявило агентство ТАСС, а также несколько других источников. Как и предполагали специалисты, модернизированные «калаши» — версии Ак-12 и Ак-15 — выбрали на роль массового стрелкового оружия. В то же время новые АЕК-971 и АЕК-973 выбраны для специальных подразделений. Источники ничего не сообщили о еще одном относительно новом российском автомате — АН-94 «Абакан». Стоит напомнить, что осенью 2013 года официально объявили о государственных испытаниях претендентов на роль стрелкового оружия в рамках новой боевой экипировки «Ратник». Тогда наиболее предпочтительным назвали АЕК-971, а «Абакан» упомянут не был. АК-12 / ©Концерн «Калашников» С миру по нитке На этой неделе мы стали свидетелями и других интересных событий из мира науки и техники. Пришло время вспомнить и про них тоже. — Австралийский студент обнаружил неожиданную особенность глобальной карты активности использования фитнес-трекеров, созданной сервисом Strava. Она позволяет вычислить местоположение объектов, не обозначенных на большинстве доступных карт, включая военные базы. Австралиец обнаружил уязвимость, рассматривая темные области карты, в их числе были пустыни и территории, где идут военные действия. Студент заметил на темном фоне разрозненные участки, где активность фитнес-трекеров была сравнительно высокой. Военная база Форт-Беннинг, штат Джорджия / ©Strava/Google Maps — Биологи Google открыли новую «суперспособность» голых землекопов. «Наша работа показывает, что голые землекопы не стареют так, как это происходит у других млекопитающих, – говорит один из авторов исследования Рошель Бафенштейн, – и почти не демонстрируют признаков старения, либо не демонстрируют их вовсе. Риск смертности у них не увеличивается даже тогда, когда животное в 25 раз превысило возраст половой зрелости. Это еще раз убеждает нас в исключительности голых землекопов». — Ученые предложили бороться с антибиотикорезистентными бактериями с помощью препарата, изобретенного в 1970-х. В исследованиях он оказался эффективнее, чем похожий по структуре антибиотик «последнего резерва». — Исследователи выяснили, кто чаще становится жертвой собачьих укусов. Около 44% опрошенных пережили укус собаки в детстве, до 16 лет. Ведущий автор исследования Кэрри Вестгарт (Carri Westgarth) рассказала, что и она сама пострадала от собачьего укуса в раннем детстве. 55% опрошенных заявили, что до укуса никогда не видели собаку, которая нанесла им травму. При этом наличие собаки в доме повышало риск в 3,3 раза. Жертвами укусов чаще становились мужчины: у них средний риск травмы был в 1,8 раза выше, чем у женщин. ©Depositphotos — Ученые выяснили, что за последнее столетие пять из восьми изученных авторами видов стали заметно меньше, причем самые большие изменения продемонстрировали самые крупные насекомые. Например, североамериканские жужелицы Scaphinotus angusticollis всего за полвека уменьшились на 20 процентов. С другой стороны, мелких жесткокрылых эти изменения не затронули. — В Китае предложили построить гиперзвуковой биплан. Инженеры установили, что за счет применения такой схемы можно сохранить большой внутренний объем и одновременно с этим иметь вполне приемлемое лобовое сопротивление. Ученые уже проверили выбранную схему, проведя испытание с использованием моделей длиной 500 мм. Модель гиперзвукового биплана (слева) и контрольная модель моноплана для расчетов аэродинамических качеств летательных аппаратов / ©Kai Cui et al. — Ученые разработали методику обезболивания с помощью назального спрея. Исследователи считают, что такие средства помогут снизить риск передозировки анальгетиков. Спрей-анальгетик успешно и быстро снимает боль. При этом препарат не вызвал у лабораторных крыс привыкания — поведение крыс, получавших спрей, сравнили с группой животных, получавших морфин. В центре внимания На этой неделе у нас вышло несколько интересных обзорных материалов. Если завтра конец света Скажи людям, что завтра апокалипсис, и они устроят его сегодня. Паника, повальное обращение к Богу, суициды и беспрецедентный героизм. Как поведет себя человечество, если узнает, что скоро конец света? Как устроен авианосец Авианосцы – крупнейшие военные корабли. Они также являются и самыми сложными из всех классов кораблей, когда-либо существовавших. Авианосец типа «Нимиц» / ©Navy Уроки и короткометражки Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам о том, что видят наши четвероногие друзья, когда смотрят телевизор. Вы также узнали, умнее ли вы других людей, а еще о необходимости прогревать двигатель автомобиля, возможности изменить чужое мнение и многие другие занимательные вопросы. Что видят наши четвероногие друзья, когда смотрят телевизор? / ©Naked Science Спасибо за внимание! Оставайтесь с нами. И не забывайте, что вы можете в любое время оформить подписку на нашу еженедельную рассылку.

Главное за неделю: про мутагенную активность электронных сигарет, сложнейшее вещество за пределами Галактики и новые автоматы России