Российские учёные нашли средство от старческих нейродегенеративных расстройств

Учёные из МГУ имени М.В. Ломоносова обнаружили антиоксидант, который способен значительно повысить сопротивляемость нервной ткани к развитию нейродегенеративных нарушений. Речь идёт об альфа-липоевой (или тиоктовой) кислоте — это жирная кислота, которая принимает участие в углеводном обмене. По биологической ценности она находится на одном уровне с витаминами и минералами. Альфа-липоевая кислота усиливает метаболизм токсичного формальдегида, накапливающегося в организме пациентов, и таким образом предотвращает гибель клеток, сообщают авторы в пресс-релизе. Эти данные пригодятся при разработке лекарств для лечения болезни Альцгеймера и других старческих патологий. Формальдегид образуется в результате реакций окисления растительной пищи микроорганизмами кишечника. В здоровом организме метаболизм достаточно активен, чтобы не позволять этому опасному веществу накапливаться. Однако с возрастом защитные механизмы ослабевают, и концентрация формальдегида возрастает до такой степени, что происходит повреждение тканей. В случае особо чувствительных нервных клеток начинаются необратимые разрушительные процессы, приводящие к нейродегенеративным заболеваниям. Среди них — часто встречающиеся старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера. "В своей работе мы показали, что альфа-липоевая кислота снижает концентрацию формальдегида в крови мышей, активируя его метаболизм, в том числе и в нервной ткани. Таким образом, всем известный антиоксидант участвует в поддержании низкой концентрации токсичного формальдегида, защищая мозг от его пагубного воздействия", — рассказывает автор исследования доктор биологических наук Юрий Дорохов. Полученные его командой результаты показывают, что вероятный механизм положительного действия альфа-липоевой кислоты имеет две составляющих. С одной стороны, происходит активация генов, кодирующих ферменты метаболизма, а потому формальдегид удаляется путём окисления. С другой стороны, в мозге повышается концентрация антиоксидантов, подавляющих образование не только этого соединения, но и других разрушающих веществ. Юрий Дорохов отмечает, что в последнее время появляются работы, связывающие повышенное содержание формальдегида с нейродегенеративными патологиями. Альфа-липоевая кислота улучшила когнитивные способности пациентов с болезнью Альцгеймера в двух небольших клинических исследованиях, однако механизм действия оставался неизвестен. "Результаты нашей работы позволяют предположить положительное действие альфа-липоевой кислоты через снижение концентрации токсичного формальдегида в мозге. Таким образом, не только данное соединение, но и другие вещества подобного действия потенциально могут быть использованы для улучшения состояния пациентов с нейродегенеративными заболеваниями", — заключает учёный. Исследование проводилось совместно с коллегами из Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН и Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова. Научная работа российских исследователей опубликована в журнале Frontiers in Neuroscience. Кстати, ранее учёные доказали, что от старческого слабоумия и болезни Альцгеймера также могут защитить антиоксиданты, которые содержатся в винограде и куркуме.

Российские учёные нашли средство от старческих нейродегенеративных расстройств