Лечебное голодание: чем оно поможет нашему мозгу и творческому потенциалу
Механизмы выживания у человека очень мощные – без еды мы можем прожить 40 дней и даже больше. Эпизоды голодания в истории человечества были (и есть) важной частью религиозных обрядов в виде постов, цель которых – гармонизировать тело и дух, а позже – распространенной лечебной методикой. Так, с древних времен врачеватели лечили такие болезни как депрессия и подагра голодом. В 21 веке большинство населения Земли переедает, мы живем в условиях переизбытка калорий, сахара и других быстрых углеводов. Как утверждал основатель метода майер-терапии Франц Ксавьер Майер, «мы едим слишком много, слишком часто, слишком поздно». Действительно, существует целый ряд заболеваний, ассоциированных с питанием, таких как ожирение, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, заболевания суставов и даже рак. В настоящее время существует только один научно доказанный способ увеличения продолжительности жизни – ограничение калорийности рациона, в первую очередь за счет сахара и других быстрых углеводов. В настоящее время мы наблюдаем смену парадигмы медицинской науки. Научные подтверждения эффективности получают методики, с успехом использовавшиеся нашими предками в течение тысячелетий и незаслуженно забытые в последние несколько столетий. Кроме того, фундаментальная медицина совершает медленный поворот от фармакологических методов лечения к нелекарственным. Одной из таких методик, получающих все большее признание практикующих врачей и ученых, является лечебное голодание. Вопреки расхожему мнению, эффективность работы мозга в условиях уменьшения поступления глюкозы не только не снижается, но и качественно повышается. Врачи наблюдают, что пациенты, как правило, испытывают слабость и подавленность только в течение первых 2-4 дней. Позже, когда минует кризис, наоборот, заметен прилив сил, энергии, улучшение сна. Пациенты рассказывают о приливе творческих сил – кто-то начинает писать стихи, кто-то находит решение проблемы, мучившей долгое время, кто-то весьма успешно и быстро пишет статью или доклад, написание которого было отложено до лучших времен. Почти все говорят, что в ходе голодания и после него улучшается работоспособность, память и внимание. Люди, считающие себя совами, начинают просыпаться с первыми лучами солнца, чувствую себя при этом отдохнувшими и счастливыми. Этому есть и научное подтверждение. В общих чертах первый период голодания характеризуется усиленным расходованием углеводов. При голодании уровень глюкозы в крови снижается, что ведет к снижению секреции инсулина, повышению активности альфа-клеток поджелудочной железы и выделению глюкагона. Задача глюкагона – добыть глюкозу из депо – печени и мышц, в которых она находится в виде гликогена. Затем на 3-6-ой день голодания, когда запасы углеводов исчерпываются и происходит переключение обмена на жиры. Печень перерабатывает жиры из наших запасов, при этом образуются кетоны. Кетоны являются более эффективным топливом для мозга. Ведь при сжигании 1 грамма углеводов высвобождается 4 ккал, а при сжигании 1 грамма жиров целых 9 ккал, при этом затрачивается равное количество энергии. Нужно сказать, что мозг требует больше энергии, чем любой другой отдельно взятый орган в нашем теле. За сутки не слишком напряженной работы мозг съедает 250-300 ккал, то есть около четверти энергии, которая уходит на основной обмен. Составляя всего два процента массы тела, мозг потребляет 25 процентов энергии. Вопрос, откуда разумнее брать эту энергию при ограничении калорийности? Конечно, из кетонов. Этим отчасти объясняется усиление активности клеток головного мозга и улучшение нейронных связей при голодании. Вторая причина, по которой мозг получает «подзарядку» во время голодания – это гормон грелин. Грелин называют гормоном голода, так как он вырабатывается в слизистой оболочке желудка, его значения в крови увеличиваются, когда вы голодны, и постепенно снижаются в течение нескольких часов после еды. Проблема в том, что значительная часть из нас, те, что постоянно перекусывают и что-то жуют, лишена полезных свойств от повышения уровня грелина. Так как именно этот гормон неразрывно связан со здоровьем головного мозга. В настоящее время проводится множество научных исследований, показывающих, что грелин, активизируя некоторые гены, может повысить когнитивные способности, стимулируя рост клеток головного мозга и улучшая память. Кроме того, эксперименты на мышах показали, что грелин может стимулировать нейрогенез, процесс, посредством которого клетки мозга делятся и размножаются. Они пришли к такому выводу из наблюдения, что после инъекции мышей с грелином они лучше справились с обучением и тестированием памяти, и число нейронных связей в их мозгу, по-видимому, увеличилось. Идя далее, добавление новых клеток мозга привело к улучшению памяти, потому что молодые клетки мозга, как полагают, более возбудительны и реагируют на новые среды. То есть есть все основания полагать, что в процессе голодания образуются новые нервные клетки, что имеет значение не только для улучшения умтсвенных способностей и памяти, но и для профилактики и лечения нейродегенеративных заболеваний, таких как деменция, болезни Альцгеймера и паркинсонизм. Как и любая медицинская методика, лечебное голодание имеет свои показания и противопоказания, поэтому обязательно предварительное обследование. Цель диагностики – не только выявить противопоказания при наличии, но и сделать программу лечения максимально персонализированной. Голодание проходит под наблюдением опытного врача, который контролирует сложные процессы в организме также посредством текущих анализов крови и мочи, корректирует водно-питьевой режим, назначает процедуры, облегчающие детоксикацию (детокс-обертывания, глубокий расслабляющий массаж по Майеру, сеансы нормобарической оксигенации – барокамера и др.). Кроме того, важнейшей частью программы является т.н. выход. Ведь по заврешению 8-дневной программы голодание ни в коем случае нельзя питаться как обычно. Врач дает рекомендации по постепенному расширению рациона, приему биологически активных добавок, возможной контрольной диагностике, рассчитанные как минимум на месяц после прохождения курса.