Общественная Палата РФ хочет избавить гинекологов от тяжелого выбора между нарушением профессиональной клятвы и экономической необходимостью ее нарушать.
Врачи могут отказаться проводить аборты «по соображениям совести». С такой инициативой выступили в Общественной палате РФ, сообщил в среду порталу RT бывший уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.
По данным RT, инициатива возникла в хоте работы круглого стола «Искусственные аборты и проблемы охраны здоровья семьи, материнства, детства».
Авторы предложения ссылаются на клятву Гиппократа, в которой прямо говорится о том, что совершать аборт для врача неприемлемо.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому — Клятва Гиппократа
Опрошенные «Ридусом» гинекологи в целом поддерживают эту инициативу, полагая, что она положит конец крайне некомфортному состоянию, когда профессиональная клятва на каждом шагу вступает в противоречие с экономическими реалиями врачебной профессии.
Авторы инициативы ломятся в открытую дверь. Сейчас точно так же, любой врач может отказаться от проведения любой операции, и не важно, по каким соображениям — моральным или профессиональным. Вы можете точно так же прийти к стоматологу, и он откажется делать вам операцию, сославшись на нехватку опыта. У нас — рынок медицинских услуг. Если один акуушер отказался делать прерывание беременности, пациентка может обратиться к другому, третьему, пятому. И найти такого врача, который произведет аборт, потому что это никак не вступит в противоречие с его совестью. -- акушер-гинеколог Дмитрий Лубнин.
Аборты были легализованы в России 18 ноября 1920 года. После частичного запрета абортов в 1936-м их повторная легализация последовала в 1955 году, также в ноябре — 23-го числа.
Сейчас врачи стоят перед выбором: либо действовать согласно внутреннему императиву, либо уходить из этой профессии. Врач дает клятву Гиппократа, обещая, в том числе, не совершать аборты — и тут же эту клятву нарушает, потому что он связан трудовой дисциплиной, обязательствами перед страховой компанией, планом заполняемости койко-мест. Дать врачу априорное право отказаться от проведения аборта — значит освободить гинекологов от необходимости разрываться между внутренним убеждением, профессиональной этикой и экономической необходимостью их преступать.— сотрудник Центра традиционного акушерства Анна Мустафина.
В сентябре 2016 года патриарх Кирилл подписал обращение граждан к президенту России Владимиру Путину за полный запрет абортов в России. Перед этим глава РПЦ встретился с активистами общественных движений «За жизнь» и «Православные добровольцы», поблагодарил активистов за труды и благословил их.
У общественников же отношение к вопросу о том, что приоритетнее — право врача или право пациентки — не столь однозначное.
Эти инициативы берут женщин в клещи: с одной стороны, им не дадут прервать нежелательную беременность и принудят рожать. А затем им не дадут оставить ребенка в относительно благоприятных условиях, принуждая бросить младенца где-нибудь в лесу. Это варварство, что женщин хотят по сути принудить к совершению преступления. — директор благотворительного фонда «Адреса милосердия» Ольга Пинскер.
За пять последних лет количество абортов в России сократилось на 250 тысяч, или на 25%, заявила в октябре на Общецерковном съезде по социальному служению министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Как мама, я однозначно против того, чтобы аборты были столь же доступны, как лекарства от насморка. Я знаю, что огромное число женщин, решивших сделать аборт, просто не получили в этот момент профессиональную психолого-социальную поддержку. Хотя есть требование Минздрава, чтобы при женских консультациях и акушерских стационарах в обязательном порядке работали кабинеты психологической поддержки. — глава Фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.Россия лидирует в мире по числу абортов на душу населения и занимает второе место в «абсолютном зачете» по количеству нерожденных младенцев.
Только в государственных учреждениях, по оценке пролайферов, ежегодно прерывают беременность более 700 тысяч женщин, а с учетом коммерческих абортариев и других способов аборта, по разным оценкам, в год Россия недосчитывается от 3 до 5 млн. новорождённых детей.