Войти в почту

«Лучшее, что можно сделать при джетлаге, — спать»

Можно ли «перезагрузить» биологические часы, как помочь космонавтам на МКС справиться со сбоями циркадных ритмов и как бороться с джетлагом, рассказали лауреаты Нобелевской премии по физиологии или медицине 2017 года Майкл Розбаш, Джеффри Холл и Майкл Янг.

«Лучшее, что можно сделать при джетлаге, — спать»
© Индикатор

В Стокгольме началась Нобелевская неделя — ежегодная серия пресс-конференций и лекций лауреатов премии, завершающаяся Нобелевским банкетом. Первыми на вопросы журналистов ответили лауреаты премии по физиологии или медицине: Майкл Розбаш, Джеффри Холл и Майкл Янг.

Напомним, что награду они получили за «открытие молекулярных механизмов, управляющих циркадными ритмами» — циклическими колебаниями биологических процессов, связанных со сменой дня и ночи. Рассказываем о том, какие советы ученые дали слушателям.

— Что человек может сделать, чтобы «перезагрузить» свои биологические часы?

Майкл Розбаш: Нет никакой терапии или лекарства, которые по-настоящему помогали бы «перезагрузить» циркадные ритмы. Есть, конечно, препараты, которые рекомендуется принимать при джетлаге, но одним людям они помогают, другим — нет, так что я не могу сказать, что они эффективны. Лучшее, что можно сделать при джетлаге, — это спать.

В циркадных ритмах человека и животных есть разница, и некоторые животные действительно могут так или иначе «перезагружать» свои биологические часы, например, под воздействием яркого света. На людях тоже проводились подобные опыты, но они не достигли успеха.

Джеффри Холл: Мы не умеем «перезагружать» наши биологические часы. Циркадные ритмы человека не совсем равны 24 часам, они приблизительно равны 24 часам 15 минутам. Вот на эти 15 минут наш организм ежедневно «перезагружает» циркадные ритмы, но не больше, мы не можем справляться с часами разницы во времени между часовыми поясами.

Важно то, что мы не знаем, как именно работает механизм «перезагрузки». Был такой случай: проводились эксперименты на хомяках, им изменяли диету, в частности, повышали содержание кальция. В итоге исследователь пришел к выводу, что ему удалось «перевести» биологические часы хомяков на восемь часов. Представляете? Это же как джетлаг при трансатлантическом перелете. Статью даже приняли к публикации в журнале. А потом другой ученый перепроверил результаты, и выяснилось, что кальций тут не при чем, и «смещение» циркадных ритмов — всего-навсего совпадение.

— Как регулируются циркадные ритмы у слепых людей, если они не могут воспринимать дневной свет?

Майкл Розбаш: Полностью слепые люди действительно испытывают некоторые проблемы с регуляцией биологических часов. Их циркадные ритмы могут подчиняться немного другому циклу, сбиваться примерно на 12-15 минут. Иногда на них влияют довольно неожиданные вещи, например, часы приема пищи. Примерно половина слепых людей, тем не менее, живут точно по таким циркадным ритмам, что и мы, зрячие. Как говорил Джефф, мы не до конца понимаем, как работает «перезагрузка» биологических часов.

— Есть ли какая-то возможность — хотя бы теоретическая — влиять на циркадные ритмы космонавтов, которые работают на МКС?

Майкл Янг: Этим вопросом занимались и занимаются многие люди, это серьезная проблема. Но пока что получается, что самое простое решение — это при помощи освещения имитировать земной световой день.

— Даже в наше время, в XXI веке, множество людей не верят в объективные научные данные, предпочитая доверять, например, не лекарствам, а рецептам своей бабушки. Как с этим бороться?

Майкл Янг: Я видел статистику, что сейчас наукой в основном интересуются молодые люди, в возрасте 18-25 лет. Так что, мне кажется, у нас есть все основания надеяться, что молодое поколение исправит эту ситуацию.

Джеффри Холл: Полагаю, что такие люди, которых вы описываете, скоро вымрут сами собой.

— Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые только начинают заниматься наукой?

Майкл Розбаш: Мой совет подходит не только молодым ученым, но и вообще молодым людям. Я бы посоветовал найти по-настоящему интересное дело в жизни. Иметь работу, которую ты любишь, — это счастье. Если вы хотите быть музыкантом, танцором, кем угодно — следуйте за сердцем. Это первое. А второе — не бойтесь поражений. Они все равно будут, так что не надо бояться.