Исследование: тип алкоголя поможет понять, что он в вас пробудит — веселье или сентиментальность
Крепкие спиртные напитки ассоциируются с уверенностью в себе, а красное вино связано с расслаблением; исследователи надеются, что результаты их изысканий помогут людям учитывать воздействие алкоголя на эмоции. Если в одних употребление алкоголя пробуждает веселое смутьянство, то других оно может подтолкнуть к тоскливому путешествию на дно бокала. Теперь исследователи говорят, что эмоции, которые люди испытывают, употребляя алкоголь, могут быть связаны с их предпочтениями в области спиртных напитков. В ходе международного исследования выявилось, что крепкие спиртные напитки часто связаны с приливом энергии, уверенности в себе, сексуальности, но их оборотной стороной являются вспышки гнева и слезливость, в то время как красное вино — это напиток, как правило, связанный с расслаблением, но также и с усталостью. Исследователи говорят, что причины таких связей очень сложны, но надеются, что благодаря их работе люди будут внимательнее относится к употребляемому алкоголю. «В плане общественного здравоохранения мы были сосредоточены на проблемах, связанных с раком, сердечными заболеваниями и болезнями печени, но важным аспектом является баланс эмоциональных реакций, которые люди испытывают после употребления алкоголя», — говорит Марк Беллис (Mark Bellis), один из авторов исследования из Центра здравоохранения Уэльса. Исследование, опубликованное в журнале BMJ Open, основано на анонимном онлайн-опросе, проведенном среди людей в возрасте от 18 до 34 лет, которые употребляли алкоголь в течение прошедшего года. В рамках международного исследования об употреблении алкоголя и наркотиков в анкете фигурировали вопросы о том, какой алкоголь люди употребляли, и о связанных с этим эмоциях, вопросы задавались на 11 языках, в опросе принимали участие жители 21 страны мира. Результаты, основанные на ответах от почти 30 тысяч участников, рассказавших о том, что употребляли в прошедший год красное и белое вино, а также пиво и крепкие спиртные напитки, показывают, что определенные типы алкогольных напитков связаны с определенными эмоциями. Почти 53% участников рассказали, что употребление красного вина вызывало у них расслабление, это ощущение было также связано с употреблением пива у почти 50% участников и белого вина — у почти 33%. Зато крепкие спиртные напитки вызывали чувство уверенности в себе у более 59% участников, прилива энергии — у более 58% и сексуальности у более 42%. Однако крепкие спиртные напитки также были связаны с возникновением негативных чувств, в том числе слезливости: почти 48% участников связывали с употреблением этих напитков ощущения болезненности и почти 30% — с агрессией. В то же время более 60% участников говорили, что связывали с употреблением красного вина чувство усталости. Белое вино реже всего связывали с возникновением слезливости: всего лишь 10% рассказали, что, выпив его, они впадали в плаксивое настроение. «В целом крепкие спиртные напитки больше связаны почти со всеми возможными последствиями, кроме тех, которые ассоциируются с красным вином — расслабления и усталости», — говорит Беллис. При дальнейшем исследовании, в котором учитывались возраст и другие факторы, выяснилось, что женщины в целом чаще испытывали различные эмоции в связи с употреблением алкоголя, а мужчины чаще говорили о возникновении агрессивных порывов. Процент участников, рассказывавших о различных эмоциях, как положительных, так и отрицательных, обычно увеличивался при тяжелом пьянстве в целом. Дальнейшие различия при употреблении различных напитков выявились, когда были учтены такие параметры, как возраст участников, имеющееся у них образование и их пол. Употребление спиртного чаще всего связывалось с ощущением расслабления и усталости, когда участники пили дома; уверенность в себе, сексуальность и прилив энергии (а также болезненность и агрессия) возникали, когда участники пили в ресторанах и барах. Однако у исследования были свои минусы, не в последнюю очередь следует сказать, что оно проводилось среди группы людей, самостоятельно решивших стать его участниками, а это подразумевает, что это люди, склонные принимать наркотики и пить алкоголь. В исследовании также не учитывалось, сколько алкоголя участники употребляли в каждом конкретном случае и смешивали ли они напитки; оно строилось на том, как они себя чувствовали в тот момент. Более того, представляется неясным, алкоголь ли провоцировал данные эмоции или присутствие иных ингредиентов, при этом важными факторами могут быть также ожидания людей от употребления того или иного алкоголя. Мэтт Филд (Matt Field), профессор психологии в Ливерпульском университете, не участвовавший в проведении исследования, сказал, что оно было ценным, и согласился с его авторами, что было бы интересно исследовать, влияет ли то, как напиток рекламируется, на эмоции, которые люди с ним связывают. Но, как он сказал, совершенно неясна связь между крепкими спиртными напитками и агрессией в противопоставлении с другими алкогольными напитками. «Это срез, охватывающий разные категории, существует множество феноменов, которые могли бы это объяснить, — сказал он. — Может быть, люди, более склонные к агрессии, после алкоголя испытывают настроения, о которых мы ничего не знаем».