Таблетки для продления жизни станут реальностью

Интернациональный коллектив ученых из США, Канады и Японии опубликовал результаты исследования мутации гена SERPINE1, который оказался ответственным за многие факторы возрастных изменений.

Таблетки для продления жизни станут реальностью
© pixabay.com

«Омолаживающий эффект», который достигается благодаря этой мутации, ученые из ведущих центров изучения старения уже пытаются воспроизвести с помощью препаратов для перорального приема.

Результаты исследования опубликованы в Science Advances.В обычных условиях ген SERPINE1 отвечает за выработку белка PAI-1 (Plasminogen activator inhibitor–1), который играет ключевую роль в процессе старения организма. В ходе предыдущих исследований было установлено, что снижение выработки белка PAI-1 у животных ведет к замедлению процессов старения, снижает риск типичных возрастных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Долгое время у ученых не было возможности проверить эффективность данного метода на человеке. Но выявление данной мутации гена у локального сообщества людей в США позволило биологам подтвердить тот же эффект.

Мутация гена SERPINE1 была обнаружена у некоторых членов религиозной общины Амишей, проживающей в штате Индиана, неподалеку от города Берн. Амишы – сторонники консервативного направления в протестантизме – ведут замкнутый образ жизни, отказываются от современных технологий и стараются свести к минимуму контакты с «внешним миром». На протяжении многих поколений они вступают в брак только с единоверцами. Из-за этого их община образовала редкую «генетически закрытую» человеческую популяцию.

Челны общины с мутацией гена SERPINE1 живут как минимум на 10% дольше, чем люди без таковой. Средняя продолжительность жизни членов общины с этой генетической особенностью составила 85 лет, в то время как у остальных она не превышала 71 года. Кроме того, у этой группы снижен риск развития диабета, а стенки сосудов намного дольше остаются эластичными. Данные о «замедленном старении» подтверждаются и при проверке длины их теломер – концевых участков линейной молекулы ДНК, которые укорачиваются с возрастом.

«Это открытие просто ошеломило нас: мы впервые наблюдали, как один фактор, препятствующий старению, оказывает влияние сразу на несколько систем организма. То есть у этой группы зафиксированы сразу несколько «степеней защиты» от возрастных изменений: длина теломер, сохранение эластичности сосудов, уровень выработки инсулина. Все это дает им увеличенную продолжительность жизни. И они не просто живут дольше, они остаются более здоровыми – это именно тот вид долголетия, которого мы хотим добиться», - заключил доктор Дуглас Вогэн (DouglasVaughan), один из авторов исследования, который уже 30 лет изучает проблему белка PAI-1.

Ученые считают, что прием ингибиторов белка PAI-1 может оказать схожий эффект на всех людей. Моделирование снижения уровня этого белка на генно-модифицированных лабораторных животных уже подтвердило это предположение.

В 2014 году доктору Вогэну удалось с помощью экспериментального препарата продлить жизнь подопытным мышам почти в четыре раза.Японские биологи из университета Тохоку совместно с американскими коллегами в этом году начали испытания препарата с условным названием TM5614. Формулой этого препарата для перорального приема уже интересуются фармацевтические компании, но прежде, чем «таблетка молодости» попадет в серийное производство, она должна пройти полный цикл клинических испытаний.