Биологи из МГУ создали первый "молодильный" крем

Ученые из Московского государственного университета создали косметический крем для кожи, содержащий в себе открытый в МГУ антиоксидант SkQ1, замедляющий процесс старения митохондрий, "энергостанций" клетки, и проверили его работу на добровольцах, сообщает пресс-служба вуза.

Биологи из МГУ создали первый "молодильный" крем
© На Западе Москвы

"Полученные нами результаты и теоретические построения позволяют утверждать, что старение высших организмов, и человека в том числе, происходит не только и не столько вследствие накопления случайных ошибок, но является запрограммированным процессом, последней стадией индивидуального развития – онтогенеза. Имеющиеся к настоящему моменту данные свидетельствуют о том, что скорость старения не является неизменной величиной", — заявил Владимир Скулачев, профессор МГУ и один из первооткрывателей SkQ1.

Как рассказывал РИА "Новости" Скулачев в прошлом году, он является сторонником теории Августа Вейсмана, постулирующей, что смерть и старение являются не случайными процессами дряхления тканей тела и умирания клеток, а целенаправленной эволюционной программой, направленной на то, чтобы заставлять старые организмы уступать место новым поколениям живых существ.

Руководствуясь этой идеей, академик и его научная команда уже несколько лет работают над созданием препаратов, которые бы замедляли старение одной из самых важных частей клеток – их митохондрий, своеобразных "энергостанций" нашего тела. В митохондриях происходит процесс окисления питательных веществ и преобразование их энергии в "энерговалюту" клетки, молекулы АТФ, необходимую для запуска всех процессов, требующих расходов энергии.

Синтез антиоксиданта SkQ1 в лабораториях МГУ

Несколько лет назад команда Скулачева открыла молекулу SkQ1, которая может решить эту задачу. Она представляет собой мощный антиоксидант, способный проникать внутрь митохондрий и нейтрализовать агрессивные молекулы окислителей, разрушающие ее стенки и снижающие КПД работы этих живых энергостанций. Недавно российские ученые опубликовали серию статей, в которых они экспериментально доказали, что SkQ1 работает, и создали глазные капли на его базе.

Добавление SkQ1 в различные косметические средства и другие лекарства, как отметил Максим Скулачев, заместитель руководителя проекта, не является такой простой задачей, как может показаться обывателю – антиоксидант может вступать в химические реакции с компонентами различных кремов и масел, и терять свою силу до того, как он попадет в организм человека.

Для решения этой проблемы ученые из МГУ создали новую "универсальную" версию SkQ1, которую, по их словам, можно добавлять в произвольные крема для кожи, и протестировали ее работу на 90 добровольцах, согласившихся увлажнять свою кожу при помощи экспериментального косметического средства, созданного Скулачевым и его командой.

Как утверждают биологи, эксперимент завершился успешно и состояние кожи людей, пользовавшихся реальной версией крема, а не "пустышкой", заметно улучшилось, что говорит о том, что новая версия SkQ1 может применяться в качестве безопасной добавки для косметики.

По словам исследователей, в этом году была успешно завершена первая фаза клинического исследования системного препарата на основе SkQ1, раствора вещества для приема внутрь. Готовится к запуску в промышленное производство еще один препарат для местного применения, антиоксидантный гель, улучшающий регенеративные свойства кожи.