?

За лечение ханымейцев в Ноябрьске заплатит больница в Тарко-Сале

В участковой поликлинике Ханымея «узких» врачей раз-два и обчелся. Поэтому приходится ездить в Тарко-Сале, где находится районная больница, к которой «приписана» поселковая.

А это больше четырех часов в пути. Только представьте, каково больному…

– Это очень утомительная и сложная поездка, – рассказывает Ирина Басырова. – Сначала по железной дороге до Пуровска, оттуда автобусом или на такси до Тарко-Сале. К тому же расписание поездов такое, что прибывают они либо слишком рано, когда больница еще закрыта, либо поздно – на обратный поезд можно и не успеть.

Есть путь короче – в Ноябрьск, всего час без пересадок. Но приезду «чужих» возмущаются горожане: мол, врачи с потоком местных пациентов не справляются, даже жителей из СМП-269 (дальнего района Ноябрьска) принимают через кассу...

– Вы посмотрите, что творится! – восклицает женщина у регистратуры. – Я несколько дней хожу, чтобы взять талон на прием к неврологу. Пыталась пробиться через электронную регистратуру, но в семь вечера, когда открывается запись, она просто не работает, а по телефону в это время всегда короткие гудки! В живой очереди у кабинета можно просидеть весь день и не попасть к врачу.

ПОЧЕМУ ПРИХОДИТСЯ ОПЛАЧИВАТЬ «БЕСПЛАТНУЮ» МЕДИЦИНУ?

Ханымейцы сидят в тех же очередях, вот только ноябрьские медики до недавнего времени помогали им не даром. Посельчане «пропиской» не вышли?..

Причиной этого стало так называемое одноканальное финансирование, на которое начала переходить медицинская отрасль несколько лет назад. Если прежде лечебно-профилактические учреждения получали деньги из бюджетов разных уровней и фондов социального страхования, то потом основная доля средств стала поступать из Фонда ОМС. Страховые организации контролируют объем и качество работы медиков, после чего ежемесячно оплачивают за прикрепленных и пролеченных пациентов, буквально поименно, и за каждую предоставленную услугу.

Перемены поставили крупные, хорошо оснащенные и укомплектованные кадрами учреждения в более выигрышное положение. Перед клиниками помельче, как в Ханымее, встал вопрос: как выжить в условиях конкуренции, когда граждане сами выбирают, где им лечиться?

Настоящий переполох начался в 2017 году, когда вышел приказ окружного департамента здравоохранения, регламентирующий отношения между лечебно-профилактическими учреждениями, и ужесточился контроль. Из документа следует, что если администрация ЛПУ не может обеспечить полный спектр медицинских услуг, то должна заключить договоры с учреждениями, где такая возможность есть.

– Все услуги, которые мы оказываем пациенту, оплачиваются из средств ОМС только в том случае, если он прикреплен к нашей поликлинике, – объясняет заместитель главного врача Ноябрьской ЦГБ Надежда Шпак. – На эти деньги мы приобретаем расходные материалы, медикаменты, обслуживаем оборудование, обновляем оснащение, повышаем квалификацию специалистов и многое другое. Иных источников финансирования у нас нет. Для неприкрепленных к нам пациентов любую помощь, кроме экстренной, мы обязаны предоставлять на платной основе. Платить может больница, к которой прикреплен пациент, или он сам.

ПРЕЦЕДЕНТ СОЗДАН!

После нововведений в Ноябрьской ЦГБ перестали принимать бесплатно жителей поселков Ханымей и Железнодорожник (линейная поликлиника находится в ведомстве «РЖД»). Количество жалоб стало расти как снежный ком, посельчанам устроили «Разговор по существу» с чиновниками.

– Нельзя было предугадать, сумеют ли договориться два лечебно-профилактических учреждения, каждый из которых является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Но, к счастью, нас услышали, – вспоминает глава поселка Адриан Лешенко, – и решение было найдено.

Так на Ямале был создан прецедент: в октябре руководители Ноябрьской ЦГБ и районной поликлиники Тарко-Сале подписали соглашение, которое улучшает доступность медицины для жителей отдаленного поселка. Теперь им не придется платить – счет за каждого пациента ноябрьские врачи выставят Тарко-Салинской ЦРБ, говорит главврач этого учреждения Кирилл Трапезников.

– Мы понимаем, что ездить к врачу за несколько сотен километров, терпеть связанные с этим неудобства, когда рядом есть учреждение, готовое предоставить медицинскую помощь, – это неправильно и ничем не оправдано, – подчеркнул он.

Договор между новоявленными партнерами еще не заключен, проходит стадию согласований, но на пациентах это никак не отразится. Руководители таркосалинской и ноябрьской больниц обменялись гарантийными письмами, согласовав спектр медицинских услуг и порядок расчетов. Жителей Ханымея уже принимают в Ноябрьске бесплатно.

ТЕЛЕФОНЫ ОБРЫВАЮТ, А ПИСЕМ НЕ ШЛЮТ

Почему не решается вопрос об условиях приема в центральной городской больнице ноябрян, проживающих в дальнем СМП, оперативно выяснить не удалось. Без согласования с вышестоящим руководством, в линейной поликлинике не захотели комментировать ситуацию.

– Страховая организация может вмешаться, но только по письменному обращению хотя бы одного жителя поселка, – комментирует директор Ямальского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Галина Сударик. – Пока же поступают только телефонные звонки. Люди жалуются, возмущаются, но не оформляют заявление письменно, опасаясь проблем.

ДЕТАЛИ

К чему надо привыкнуть, чтобы пропали очереди к врачам

Теперь, когда клиники договорились о бесплатном лечении ханымейцев в Ноябрьске, в коридорах местной ЦГБ будет вообще не протолкнуться?

– Жители Ханымея, как и дальнего СМП, к нам ездили всегда: в основном к врачам узкого профиля или на стационарное лечение; по направлению участкового врача или по собственной инициативе, – говорит Надежда Шпак. – Заключив договор, мы не увеличиваем поток пациентов, а лишь меняем порядок взаимодействия с участковыми поликлиниками.

В прошлом году 2240 ханымейцев и 8958 жителей поселка Железнодорожник прошли амбулаторное лечение в Ноябрьской ЦГБ, 364 и 435 соответственно были госпитализированы, чуть больше сотни оставались на дневном стационаре. В 2017-м поток снизился, но незначительно.

По мнению Надежды Шпак, с большими очередями справиться можно, если люди привыкнут с любыми жалобами идти к участковому терапевту на первичный прием:

– Он начнет лечение, даст направление на анализы, УЗИ, кардиограмму или другие исследования, при необходимости порекомендует обратиться к узкому специалисту. Тогда пациент придет к нему уже со всей информацией, необходимой для уточнения диагноза. Таким образом мы снизим нагрузку на кардиолога, отоларинголога, эндокринолога и других врачей, к которым сейчас трудно попасть. Просто увеличивать штат – не выход, да никто и не позволит нам это сделать, есть строго установленные нормы, и у нас они соблюдены. Проблемы бывают, как правило, когда врачи уходят в отпуск, на больничный или неожиданно увольняются. В последнем случае мы незамедлительно ищем замену.

НЮАНСЫ

За «чужую» клинику деньги не вернут

В том, как структуры здравоохранения взаимодействуют между собой, разбираются далеко не все. Отправляясь лечиться не по «приписке», пациент вынужден платить за помощь без права компенсации.

Страховщикам часто приносят чеки, подтверждающие оплату медуслуг в организациях, к которым человек не прикреплен. Но эти расходы не возмещают – не положено.

– Все граждане России имеют право на бесплатную качественную медицинскую помощь, но в соответствии с ФЗ № 323 каждый обязан прикрепиться к одному из медучреждений – по месту жительства или любому другому. Только с ним будет вести расчеты страховая организация, – разъясняет Галина Сударик. – Для прикрепления достаточно подать заявление на имя главврача. В противном случае бесплатной будет лишь неотложная помощь.

Если же по месту прикрепления нет возможности оказать гражданину необходимую медицинскую помощь, то лечащий врач должен оформить направление в другое лечебно-профилактическое учреждение, согласовать дату и место консультации, а организации, не имеющие в штате каких-либо специалистов, обязаны заключить договор с теми медучреждениями, в которых они есть, – заключила Галина Сударик.

Популярные темы
illustration Created with Sketch.
Задайте ваш вопрос
Задать вопрос
Новости партнеров
Новости партнеров