?

Учёные нашли, где скрывается ВИЧ

Фото: Чердак

Вирус иммунодефицита человека относится к ретровирусам и остаётся сегодня одной из глобальных проблем здравоохранения. По данным ВОЗ, с момента обнаружения ВИЧ в начале 80-х годов прошлого века, от этой инфекции погибло более 35 млн. человек. Почти столько же, 36,7 млн. человек, на сегодняшний день инфицированы ВИЧ. И, несмотря на все научные достижения в борьбе с ним, число погибших от этого вируса ежегодно составляет около одного млн. человек.

Одной из главных проблем антиретровирусной терапии, которую назначают больным ВИЧ-инфекцией, остаётся то, что вирус может быть в неактивном состоянии, тихо «прячась» в организме человека и никак себя не проявляя много лет. Таким образом ему удаётся ускользать от средств, направленных на подавление его размножения. Стоит человеку прекратить приём лекарств, вирус тут же оживает и размножается.

В новой работе учёные проследили, в каких именно клетках прячется ВИЧ. Для своего исследования они взяли вирусные частицы ВИЧ, выделенные из Т-клеток иммунологической памяти шести пациентов, получающих антиретровирусную терапию в течении 3−17 лет. Всего было исследован вирус из 4 видов CD4 + T-клеток: наивной, центральной, переходной и эффекторной памяти.

Полное секвенирование генома вируса и проверка его способности размножаться при помощи нового высокоэффективного метода FLIPS (Full-Length Individual Proviral Sequencing) показало, что большинство вирусных частиц в организме больных ВИЧ — около 95%, — представляют из себя генетически дефектный вирус. Вызвано это тем, что ВИЧ во время своей репликации делает много ошибок и размножает генетически дефектные копии. Учёные назвали их «мусорным» вирусом и высказали предположение, что они служит своеобразным отвлекающим манёвром, отвлекая иммунную систему от полноценного вируса.

«95% дефектного вируса посылают иммунную систему в овердрайв. Мы подозреваем, что этот „мусорный“ ВИЧ может действовать как приманка и отвлекать внимание от реального вируса, скрывающегося в Т-клетках», — пояснила руководитель исследования Сара Палмер, имея в виду, что «мусорные» вирусы задействуют иммунную систему по полной, и ее не остается на реально опасные полноценные вирусные частицы.

Таких полноценных вирусных частиц у больных ВИЧ обнаружилось всего около 5%. Но именно они, по словам учёных, представляют главную опасность. Исследователи обнаружили, что полноценный вирус скрывался именно в тех клетках, которые должны были его атаковать — в Т-клетках эффекторной памяти. Теперь по мнению учёных, когда точно известно, где скрывается способный к размножению вирус, может быть начата работа по созданию новых методов лечения, целенаправленно действующих на скрытые резервуары вируса.

Популярные темы
illustration Created with Sketch.
Задайте ваш вопрос