Калий предотвратит сердечно-сосудистые заболевания

Шпинат, морковь, апельсины и бананы — это лишь некоторые фрукты и овощи, богатые калием. Согласно новому исследованию, увеличение потребления этих продуктов может защитить нас от болезней сердца. Результаты научной работы опубликованы в журнале JCI Insight.

Калий предотвратит сердечно-сосудистые заболевания
© Medical Insider

Актуальность проблемы

Заболевания сердца являются ведущей причиной смерти как мужчин, так и женщин. Атеросклероз является ключевым фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. При атеросклерозе жир, холестерин, кальций и другие вещества накапливаются в артериях, формируя так называемые «бляшки», которые твердеют со временем, ограничивая кровоток к сердцу.

Новое исследование, проведенное профессором Ябинг Чэнь (Yabing Chen), показывает, что добавки калия могут быть одним из способов борьбы с атеросклерозом и снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Исследователи обнаружили, что мыши, которые мало употребляли калия, чаще испытывали сосудистую кальцификацию, что характерно для атеросклероза. Увеличение поступления калия с пищей уменьшает кальцификацию сосудов у грызунов, что помогает предотвратить болезни сердца.

Калий — это минерал, необходимый для организма человека. Он помогает в сокращении мышц, влияет на нервную и клеточную функцию и помогает регулировать сердцебиение. Шпинат, листовая зелень, а также картофель, морковь, апельсины и грейпфрут — являются хорошими источниками калия. Минерал также доступен в качестве пищевой добавки.

Материалы и методы исследования

Исследователи кормили мышей диетой с высоким содержанием жира и дополняли пищу низким, нормальным или высоким уровнем калия. Ученые в исследовании использовали мышей с дефицитом белка под названием аполипопротеин Е, который делает грызунов восприимчивыми к атеросклерозу в ответ на диету с высоким содержанием жиров.

Результаты научной работы

Исследователи обнаружили, что у мышей, которых кормили диетой с низким содержанием калия, наблюдалось увеличение сосудистой кальцификации и жесткости сосудов, в то время как у мышей, которых кормили диетой с высоким содержанием калия, произошло значительное снижение обоих состояний.

Ученые также оценили влияние различных уровней калия на культивируемые сосудистые клетки гладкой мышцы мышей, а также на культивируемые поперечные сечения мышечных артерий.

Анализ культуры клеток показал, что низкий уровень калия привел к росту внутриклеточного кальция в сосудистых гладких мышечных клетках. Кроме того, ученые установили, что низкий уровень калия повышает аутофагию — процесс деградации внутри клетках. Путем ингибирования аутофагии исследователя смогли предотвратить кальцификацию гладкомышечных клеток, это указывает, что аутофагия играет важную роль в процессе кальцификации.

С помощью экспериментов исследователи подтвердили, что низкий уровень калия может привести к кальцификации сосудов, однако его повышение может уменьшить эти последствия.

«Полученные результаты демонстрируют, что добавки калия могут оказывать профилактическое действие на сосудистую кальцификацию у мышей, склонных к атеросклерозу», — говорит соавтор исследования Пол Сандерс (Paul Sanders).

Авторы другого исследования утверждают, что калий может защитить почки у больных сахарным диабетом.