В Программе госгарантий бесплатной медпомощи появятся важные дополнения
Наталья Николаевна, что конкретно изменится в программе ОМС на 2018 год по сравнению с 2017-м? Наталья Стадченко: Действительно, проект Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов содержит ряд новых положений. Продолжается корректировка Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Шесть методов из раздела II, который содержит перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, перешли в раздел I, содержащий все виды ВМП, включенные в базовую программу ОМС. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенции из бюджета ФФОМС территориальным фондам. Программа госгарантий дополнена положением о том, что за счет бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно. Вводится оплата по подушевому нормативу и для больниц, в составе которых есть поликлиники. Причем такой вид оплаты будет производиться по всем видам и условиям предоставляемой медицинской помощи. Важные нововведения будут в оказании лекарственной помощи. Так, в программе госгарантий появилось требование о том, что в списке лекарственных препаратов, утверждаемом территориальной программой, должны содержаться абсолютно все препараты из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Еще одно значимое изменение касается наркотических и психотропных средств. Ранее их можно было получить только по месту жительства пациента. Теперь этот "приписной" принцип отменяется, получить лекарства можно будет в регионе фактического пребывания. Оплата препаратов в этом случае происходит в рамках межбюджетных отношений. Пациенты часто жалуются на то, что каких-то видов медицинской помощи приходится долго ожидать. Что изменится тут? Наталья Стадченко: Продолжается конкретизация Программы госгарантий и в части установления сроков ожидания медицинской помощи. Документ расширен новым нормативом: предельные сроки ожидания специализированной медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями не должны быть более 14 календарных дней с момента установления диагноза. В современной системе здравоохранения сейчас большое внимание уделяется профилактической составляющей и реабилитации. Поэтому предусмотрено существенное увеличение средних нормативов объемов медицинской реабилитации, а также увеличены нормативы финансовых затрат на один койко-день реабилитации в стационарных условиях - из расчета не менее 70 процентов от стоимости койко-дня госпитализации в стационаре. Но это лишь часть изменений, вносимых в программу госгарантий. Однако и она существенно расширяет возможности для каждого пациента, доступность медицинских услуг и лекарственного обеспечения повышается. Именно эти принципы и являются базовым в пациентоориентированной модели здравоохранения. В списке лекарственных препаратов, утверждаемом территориальной программой ОМС, должны содержаться абсолютно все препараты из Перечня ЖНВЛП Всегда ли медицинская помощь по программам ОМС доступна для россиян, если они находятся на территории других регионов? Наталья Стадченко: Безусловно. Если человек поехал в отпуск на море или отправился в командировку, это не значит, что он лишается возможности бесплатной медицинской помощи. С полисом ОМС каждый застрахованный может обратиться в любое медицинское учреждение. Отказ в приеме у врача является прямым нарушением законодательства и поводом для жалобы своему страховому представителю. Законом предусматривается механизм межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь застрахованным, оказанную им за пределами территории "своего" региона. Есть ли жалобы на то, что в помощи отказали, ссылаясь на то, что полис выдан "не в нашем регионе"? Наталья Стадченко: В последнее время жалобы на несвоевременное оказание специализированной, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи, к счастью, поступают нечасто. Процесс организации оказания медицинской помощи отработан и совершенствуется год от года. С 2016 года в системе ОМС сформирован институт страховых представителей, благодаря которому у каждого застрахованного есть право на информационное сопровождение на всех этапах оказания им медицинской помощи. Жалобы на лекарственное обеспечение в первом полугодии снизились по отношению к тому же периоду прошлого года на 0,5 процента. Кроме того, министерство здравоохранения создало систему учета, в которой в режиме онлайн осуществляется сбор информации об этапах оказания ВМП. Например, можно получить информацию о наличии медицинских показаний для оказания ВМП, дате госпитализации, а также о ее результате ("без перемен, улучшение, выздоровление" и др.). Однако в случае поступления жалоб, Федеральный фонд ОМС в индивидуальном порядке совместно с органами управления здравоохранения и территориальными фондами рассматривает обращения в соответствии с действующим законодательством и с последующим ответом заявителю. Есть понимание, что наилучшее решение проблемы доступности препаратов лежит в плоскости внедрения лекарственного страхования Каковы перспективы внедрения в нашей стране системы лекарственного страхования? Можно ли прогнозировать конкретные сроки? Наталья Стадченко: И Минздрав России, и Федеральный фонд ОМС работают над задачей повышения доступности лекарственного обеспечения. У нас есть понимание, что наилучшее решение лежит в плоскости внедрения лекарственного страхования. Сейчас мы интенсивно работаем в этом направлении. Однако на сегодняшний день источник финансового обеспечения лекарственного страхования до конца не определен. Поэтому говорить о предполагаемых механизмах решения задачи лекарственного обеспечения несколько преждевременно. Есть понимание, что наилучшее решение проблемы доступности препаратов лежит в плоскости внедрения лекарственного страхования Справка Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в рамках базовой программы ОМС ежегодно увеличивается. Если в 2014 году размер финансового обеспечения составил 28,6 миллиарда рублей, то в 2016 году - 63,1 миллиарда, то есть финансирование увеличилось более чем в 2 раза. Утвержденная стоимость ВМП в рамках базовой программы ОМС на 2017 год составляет 69,0 миллиарда рублей. Значительный размер финансового обеспечения (более 80% от процентов бщего объема использованных средств) направлен на оплату ВМП по профилям сердечно-сосудистая хирургия (12,5 миллиарда рублей), травматология и ортопедия (5,1 миллиарда), онкология (3,9 миллиарда), неонатология (2,6 миллиарда), офтальмология (2,4 миллиарда). Средняя стоимость одной госпитализации при оказании ВМП в целом по Российской Федерации в 2017 году составляет 145,9 тысячи рублей. При этом и тарифы на ВМП в рамках ОМС, и ее объемы также ежегодно увеличиваются. Лицензию на оказание ВМП в 2017 году имели 984 медицинские организации, в том числе 749 организаций субъектов Российской Федерации, 143 ФГУ и 92 медицинских организации негосударственной формы собственности. На 2017 год. А также на 2018 и 2019 годы на оказание ВМП вне ОМС в бюджете ФФОМС запланированы средства в размере 96,7 миллиарда рублей, в том числе в 136 федеральных клиниках. Из них 90,7 миллиарда рублей - на выполнение государственного задания ФГУ и 6 миллиардов рублей - на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП вне ОМС медицинскими организациями регионов. В каждой из 136 федеральных клиник есть государственное задание, которое распределяют их учредители - федеральные органы исполнительной власти: