Несмотря на то, что дорогие лекарства могут быть эффективнее дешевых за счет самовнушения пациентов, побочные эффекты от применения таких препаратов также могут проявляться сильнее. Исследование ученых из Германии, США и Великобритании опубликовано в журнале Science. Если пациент убежден в том, что лекарство эффективно, то это действительно может сказать на его самочувствии и увеличит эффект от применения лекарства. Этот эффект известен как эффект плацебо. В новом исследовании ученые доказали, что его обратная сторона – эффект ноцебо — тоже действует. Он проявляется в том, что, принимая дорогое лекарство, люди готовятся к тому, что и побочные эффекты от него будут значительны, и это убеждение на самом деле усиливает вред от препаратов. В ходе исследования ученые попросили 49 человек протестировать кремы против зуда, которые на самом деле не содержали активных компонентов. Половина пациентов получили крем со звучным названием и в дорогой упаковке, остальные – более дешевое на вид средство. Организаторы эксперимента предупредили, что побочным эффектом применения крема может быть повышенная чувствительность к боли. Каждому из участников эксперимента на руку намазывали немного керма и через некоторое время прикладывали к ней прибор, нагретый до 45°C. В результате те, кто получал более дорогой, как они считали, препарат, оценивали боль от горячего предмета в среднем вдвое выше, чем использовавшие «дешевый» крем. По мере продолжения эксперимента первая группа заявляла, что боль становится все сильнее, а вторая – что она понемногу стихает. Выводы исследования подтвердили и наблюдения за активностью мозга. Пациенты с «более дорогим» кремом и более сильной болью показывали большую активность в префронтальной коре, как и в исследованиях, посвященных эффекту плацебо. Также большую активность ученые заметили в областях спинного мозга, отвечающих за восприятие боли. По мнению авторов работы, ее результаты должны помочь врачам назначить наиболее эффективное лекарство в зависимости от ожиданий и убеждений пациента.