Материалы подготовила Дина Юсупова Физиология Городская аритмия Шум города сбивает ритм сердца, утверждают сотрудники Университета Ноттингем Трент (Великобритания). С помощью датчиков частоты сердечных сокращений они исследовали здоровых людей, которые передвигались 45 минут по центру оживленных городов, и вот их вердикт. "Резкие изменения в шумовом фоне тут же резко нарушали нормальный сердечный ритм участников эксперимента,-- говорит один из исследователей Иман Каньо.-- А регулярные сбои могут привести к серьезным проблемам сердечно-сосудистой системы". Ученые также сопоставили данные об изменении атмосферного давления и уровня освещенности с сердечным ритмом, температурой тела и состоянием кожных покровов. Как выяснилось, давление также влияет на ритм сердца и температуру тела. Вывод исследователей: нужно повышать стандарты по защите здоровья людей в городе. Резкие перепады в шумовом фоне города и атмосферном давлении сбивают ритм сердца. А если они постоянны, это ведет к серьезным проблемам Диетология Мыльный яд Антибактериальное мыло небезопасно для здоровья, по крайней мере мыло с триклозаном. 200 ученых из разных стран подписали "Флорентийское заявление", чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Они подчеркивают: 96% производимого триклозана используют в очищающих средствах, которые в больших количествах попадают в сточные воды, в пресную и морскую воду и через нее -- в организмы. Исследование показало, что триклозан есть в моче 75% американцев. В организме вещество провоцирует астму, гормональные сбои, проблемы в работе мышц и печени. "Противомикробные препараты следует использовать, только если доказано, что они не вредны для здоровья",-- подчеркивает доктор Тед Шеттлер. В США и ЕС средства с триклозаном и его аналогом триклокарбаном уже запрещены. Неврология Стереть страх Выборочно стереть воспоминания удалось ученым Колумбийского университета (США). В опыте участвовали крупные нейроны моллюска, но в будущем технология поможет лечить последствия стресса у людей. Механизм таков. Мозг создает долгосрочные воспоминания отчасти за счет усиления связи между нейронами. Ученые стимулировали нейроны, "пробуждая" у одних ассоциативную память, а у других -- неассоциативную. В обоих случаях в процессе участвовал один белок, но в двух различных молекулярных формах. Блокируя одну форму (ассоциативную), ученые стерли неассоциативную связь. Ученые поясняют: если человек после нападения в темноте у почтового ящика начал бояться почтовых ящиков, можно будет удалить случайную связь и оставить лишь страх темноты. Диетология Мысли -- масло! Оливковое масло защищает от болезни Альцгеймера, уверена группа ученых после опытов над мышами. Экспериментальная группа мышей начала получать оливковое масло с едой в шесть месяцев, когда у грызунов не бывает признаков деменции. В год они заметно лучше прошли тесты на оценку памяти и обучаемости, чем грызуны из контрольной группы. Но главное -- анализ тканей головного мозга показал большую разницу между двумя группами. У потребителей масла связи между нейронами оказались значительно лучше, а амилоидных бляшек, характерных для болезни Альцгеймера, стало очевидно меньше. Предположительно результат связан с тем, что компоненты оливкового масла активируют в мозге процесс аутофагии -- уничтожения поврежденных клеток. "Мы подозреваем, что ослабление процессов аутофагии знаменует начало болезни Альцгеймера",-- говорит Доминико Пратико из Университета Темпл (США). Иммунология Онкологический прицел Как иммунитет находит и уничтожает клетки с неправильным набором хромосом, описали биологи из Массачусетского технологического института (США). Если при делении одной клетки получились две новые с разным набором хромосом, это может кончиться плохо. Например, раком: у 90 процентов раковых клеток либо недостает хромосом, либо есть лишние. Вскоре после получения неправильного набора хромосом клетки, как выяснилось, посылают иммунитету сигнал, чтобы он убил их. Такой же сигнал, кстати, посылают старые клетки. И это служит сигналом лимфоцитам убить их. Но поскольку рак у людей случается довольно часто, этот механизм, очевидно, дает сбой. Ученые намерены разобраться в процессе. "Если мы сможем повторно активировать эту систему иммунного распознавания, это даст хороший шанс избавиться от раковых клеток",-- уверена ведущий автор исследования Анджелика Амон. Гастроэнтерология Счастье из живота Как кишечник сообщает о проблемах мозгу, выяснили в Калифорнийском университете в Сан-Франциско (США). Ученых заинтересовали особые энтерохромаффинные клетки. Их мало -- всего 1% клеток на поверхности кишечника, но они производят 90% серотонина. Зачем в кишках столько "гормона счастья", выясняли с помощью... микрокишечника -- его вырастили из мышиных клеток и подвергли воздействию разных веществ. Ряд из них (те, что сигнализируют о возможных проблемах в кишечнике) заставили передавать сигналы нейронам с помощью серотонина. Выяснилось также, что активируют энтерохромаффинные клетки не только гормоны, но и диетический раздражитель из чеснока и вассаби. Команда готовит опыты с микрокишечником из человеческих клеток. Цель -- выйти на новые способы лечения синдрома раздраженного кишечника и прочих болезней. Цифра Где чаще болеют Россияне стали чуть реже брать больничный: 43,3 листа на 100 человек в 2016 году против 43,6 в 2015-м. Впрочем, радоваться этому или огорчаться, пока не понятно. Возможны три версии: то ли мы стали меньше болеть, то ли меньше работать, то ли нам просто стало сложнее получить медуслуги. Как бы то ни было, реже всего в прошлом году официально лечились жители Чечни (15,4 больничных на 100 человек), Ненецкого округа (26,6), Дагестана (27,4) и Татарстана (29,1). А вот как выглядит список регионов -- лидеров по количеству больничных листов в 2016 году (на 100 человек): Ярославская область -- 63,6 Московская область -- 60,6 Тверская область -- 60,1 Вологодская область -- 59,9 Республика Марий Эл -- 58,2 Источник: Минздрав РФ

Медицина