Ещё
Фото: Журнал "Огонек"
Материалы подготовила Дина Юсупова Неврология Управление аппетитом Пробудить зверский аппетит у сытых мышей сумели в Йельском университете (США), воздействуя на нейроны в промежуточном мозге. Точнее — в той его части, которую называют «неопределенной зоной». Ученые заметили, что электростимуляция промежуточного мозга при лечении тиков и двигательных расстройств у пациентов приводила к приступам обжорства. Причину выявили эксперименты: когда стимулировали неопределенную зону, сытые мыши за 10 минут съедали треть дневной нормы, а за 40 минут — все 80 процентов. При регулярной стимуляции мыши быстро набирали вес, а при регулярном подавлении работы этих нейронов, наоборот, теряли. «При стимуляции нейроны неопределенной зоны подавляли работу соседней части мозга — в центрах насыщения в гипоталамусе», — говорит исследователь Энтони ван ден Пол. Он называет целью работы разработку новых способов лечения пищевых расстройств. При электростимуляции нейронов промежуточного мозга мыши быстро набирали вес. А при подавлении работы этих нейронов, наоборот, вес теряли Диетология Луковица здоровья Красный лук помогает в лечении рака кишечника и молочной железы, считают ученые из Гуэлфского университета (Канада). Они изучили действие луковых пигментов на раковые клетки. В первую очередь — кверцитинов, которые выделили из пяти разных сортов лука без применения химии. «Лук оказался отличным убийцей раковых клеток, — сообщил исследователь Абдулмонем Мураян. — Он запускает в них процесс клеточной смерти и разрушает связи между клетками, подавляя рост». Наиболее эффективным оказался кверцитин из красного лука, что ученые объясняют повышенным содержанием еще одного пигмента — антоциана, который, похоже, усиливает действие кверцитина. Ученые продолжают исследования и планируют выпустить экстракт из лука в качестве биологически активной добавки. Диагностика Обогнать аутизм Как диагностировать аутизм у 6-месячных младенцев, продумали в Институте детского здоровья им. Юнис Шрайвер (США). До сих пор диагноз ставили после года, но чем раньше начинается терапия — тем проще детям адаптироваться к самостоятельной жизни. Известно, что у людей с аутизмом части мозга связаны не как у остальных. Увидеть связи на МРТ обычным взглядом невозможно, зато это смог сделать алгоритм машинного обучения. Программа проанализировала МРТ 59 полугодовалых младенцев, у которых были родственники с аутизмом, и показала расстройства у 9 из них. Через полтора года малышей обследовали: диагноз у этих 9 подтвердился, и был поставлен еще двоим, «пропущенным» машиной. Генетика Русская тоска 30 процентов россиян генетически предрасположены к депрессии, выяснили сотрудники компании Genotek и Федерального центра психиатрии и наркологии им. Сербского. Они изучили ДНК около 2 тысяч людей от 18 до 50 лет. Примерно у трети из них есть мутация в гене, отвечающем за синтез гормона, который стимулирует появление новых связей между нейронами. Нарушения в процессе создания гормона могут повысить раздражительность человека и привести к другим проблемам, например с памятью. У носителей одной такой мутации риск развития депрессии повышается в 2,1 раза. У носителей двух ее копий — сразу в 4,6 раза (к счастью, лишь у 3 процентов россиян эта мутация есть в обеих копиях гена). «Депрессия — болезнь, которую необходимо диагностировать и лечить специальными препаратами», — говорит гендиректор Genotek Валерий Ильинский. А выбор и эффективность лекарств зависят от комбинации генетических факторов. Технологии Цифровой лекарь «Интернет-бот психического здоровья» помогает людям, общаясь с ними через социальные сети. Ему можно отсылать сообщения в мессендежер, а интернет-разум по ним оценивает состояние человека, оказывает эмоциональную поддержку, предлагает способы изменить отношение к жизни. Бот — это недорогой аналог психотерапевта для людей с расстройствами настроения. Он разработан на основе сложной разговорной технологии искусственного интеллекта и применяет методы когнитивной поведенческой терапии. Две недели сотрудники Медицинской школы Стэнфордского университета (США) исследовали 70 волонтеров с симптомами тревожности и депрессии. В итоге люди, с которыми общался бот, чувствовали себя лучше тех, кто ничего не предпринимал, и тех, кто пытался улучшить состояние с помощью спецлитературы. «Наша программа открывает новую эру в цифровой терапии», — уверен разработчик Элисон Дарси. Физиология Взрослость от бедности Половое созревание наступает раньше у детей из бедных семей, утверждают исследователи из Института педиатрии Мердока (Австралия). Они опросили 3700 родителей детей в возрасте от 8 до 11 лет и выяснили: в семьях с низким социальным статусом мальчики взрослеют раньше срока в 4 раза чаще, а девочки — в два. «Неоптимальные условия жизни повышают риск преждевременной смерти, — объясняет исследователь Ин Сан. — У организма возникает адаптивная потребность раньше созреть, чтобы успеть передать гены следующему поколению». Раннее созревание обычно чревато эмоциональными и социальными проблемами у подростков, а в перспективе к тому же увеличивает риск развития некоторых видов рака. Врачи считают, что затормозить созревание можно правильным питанием и физическими нагрузками. Цифра Клещ отступает? 125 случаев клещевого энцефалита и 587 случаев боррелиоза зарегистрировано с начала марта в России. Это немного ниже, чем в 2016 году, и не превышает средних значений за последние годы. А в северных и южных областях покусанных клещами даже в 1,5-2 раза меньше, чем в 2016-м. Напротив, в шести регионах показатели немного выше, чем в прошлом году. Это Красноярский край, Кемеровская, Томская, Новосибирская, Иркутская и Тюменская области. Вот сопоставительная статистика: в медучреждения по поводу укусов клещей к 10 июня обратились: 2017 год — 221 700 человек 2016 год — 266 040 человек Источник: Роспотребнадзор