?

Психопатологии при волчанке связали с разрывом нейронов

Фото: Naked-Science.ru

Системная красная волчанка представляет собой аутоиммунное заболевание, которое сопровождается широким кругом патологических проявлений, в том числе кожных, ортопедических и неврологических. При волчанке вырабатываемые иммунной системой антитела накапливаются в различных органах, преимущественно соединительной ткани, и повреждают ДНК здоровых клеток. Нейропсихиатрические расстройства встречаются у подавляющего большинства таких пациентов — как правило, речь идет о снижении когнитивных функций и депрессии, в ряде случаев болезнь протекает на фоне энцефалопатий, парестезий или психозов. Всего для волчанки характерны 19 подобных синдромов.

В качестве одного из биомаркеров системной красной волчанки рассматриваются интерфероны 1 типа (IFN1): повышенный уровень этих белков наблюдается у 50–80 процентов пострадавших. IFN1 — сигнальные молекулы, которые стимулируют Т-лимфоциты и, как следствие, иммунные реакции, а также способствующие воспалительным процессам. С этой целью белки связываются с рецепторами INFAR, расположенными в том числе на макрофагах центральной нервной системы (ЦНС), микроглии. В результате стимуляции со стороны IFN1 микроглия поглощает окружающие нервные ткани. Авторы новой работы проверили, влияет ли соединение на нейропсихиатрические осложнения при волчанке.

Интерферон альфа (красный цвет), проникающий через гематоэнцефалический барьер, и рецепторы INFAR (зеленый цвет) микроглии / ©Carroll lab, 2017

На первом этапе они с помощью различных мутаций смоделировали волчанку у мышей. При этом всех животных из экспериментальной группы отличали высокий уровень IFN1, агрессивность и низкая способность к прохождению лабиринта. Анализ показал, что независимо от механизма развития заболевания при избытке белка в мозге особей наблюдалась чрезмерная активность микроглии. Аналогичный эффект вызывало введение интерферонов здоровым мышам. Затем ученые обследовали посмертные образцы головного мозга людей, больных волчанкой. Результаты подтвердили, что в их случае патология развивалась по схожему сценарию: микроглия поглощала нервную ткань.

Последующее иммунохимическое окрашивание позволило установить, что при активации IFN1 микроглия поглощает в первую очередь синапсы — места контактов между нейронами, — в частности везикулы. В результате в мозге пациентов было нарушено межнейронное взаимодействие. Наконец, исследователи испытали на модельных мышах антитело, ингибирующее INFAR (анифролумаб). Препарат привел к снижению биомаркеров интерферона и восстановил активность микроглии. Кроме того, лечение нормализовало поведение животных. Сейчас анифролумаб проходит вторую фазу клинических исследований. При этом пациенты, имеющие нейропсихиатрические симптомы, в испытаниях не участвуют.

Статья опубликована в журнале Nature.

Ранее ученые выяснили, что провоцировать повышенную выработку INF1 при волчанке может аномальная экспрессия ретроэлементов L1.

Популярные темы
illustration Created with Sketch.
Задайте ваш вопрос