Обнаружен белок, отвественный за пробуждение иммунитета

Исследователи из Люксембургского института здоровья нашли белки-«мусорщики», которые влияют на работу иммунитета: если эти белки не вырабатываются, то иммунные клетки не «просыпаются» в ответ на инфекцию. Результаты работы опубликованы в журнале Immunity Команда ученых обнаружила ранее неизвестный механизм, с помощью которых иммунная система активизирует Т-лимфоциты – белые кровяные клетки, защищающие организм от чужеродных веществ. Иммунная система существует в равновесии: гиперактивный иммунный ответ может привестит к аутоиммунным заболеваниям, а слишком слабый – не сможет противостоять инфекциям. Иммунные клетки, такие как Т-лимфоциты, как правило, находятся в спящем режиме – потребление энергии сведено к минимуму. Но когда эти клетки встречаются с микробами, их метаболизм активизируется, чтобы они смогли защитить организм. Повышенный обмен веществ, в свою очередь, приводит к образованию отходов метаболизма – активных форм кислорода и свободных радикалов, которые в больших количествах токсичны для клеток. Когда концентрация этих отходов становится критической, Т-лимфоциты «зовут» на помощь антиоксиданты, чтобы те нейтрализовали свободные радикалы. В своей работе ученые обнаружили, что антиоксидант глутатион, кодируемый геном GCLC, не только помогает Т-клеткам избавляться от отходов, но и контролирует их работу. В своем исследовании ученые использованы генетически модифицированных мышей, у которых в Т-лимфоцитах отсутствовал глутатион. Оказалось, что такие мыши имели слабый иммунитет и не могли противостоять вирусам. Также эти мыши с «выключенным» геном GCLC не страдали аутоиммунными заболеваниями, например, рассеянным склерозом. По словам ведущего автора статьи, без глутатиона Т-лимфоциты остаются в «спячке»: они плохо реагируют на инфекции, но и не вызывают аутоиммунной реакции. Исследователи считают, что их открытие поможет в разработке новых лекарств от рака и аутоиммунных заболеваний.

Обнаружен белок, отвественный за пробуждение иммунитета