Кабмину предложили новый план по борьбе с отравлениями метанолом
Национальный автомобильный союз при Госдуме предложил правительству меры по ограничению применения метанола в России. Как стало известно RT, организация разработала поправки в техрегламент Таможенного союза. Документ, в частности, регулирует требования к содержанию технического спирта в товарах автохимии. Проблема оказалась на слуху после того, как в Иркутской области десятки людей умерли от отравления «Боярышником». Что станет с привычной «незамерзайкой», если идеи общественников будут реализованы, — в материале RT. НАС предложил кабинету министров ряд мер, позволяющих отказаться от использования метилового спирта в антифризе, тосоле и незамерзающих жидкостях. Об этом говорится в обращении президента Национального автомобильного союза (НАС) при Госдуме Александра Романовича к председателю правительства России Дмитрию Медведеву. В документе, оказавшемся в распоряжении RT, кабмин просят инициировать внесение изменений в технический регламент Таможенного союза, ужесточив требования к содержанию токсичного вещества в автомобильной химии. «В настоящее время производство охлаждающих жидкостей в Российской Федерации определяется техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», который определяет единственным требованием к таким жидкостям температуру замерзания, — говорится в письме. — При этом присутствие в её составе метанола никак не регламентируется. По оценкам Союза производителей и потребителей автохимии, при общем объёме рынка охлаждающих жидкостей в 380-400 тыс. тонн в год объём метанолсодержащей продукции может достигать 100 тыс. тонн». В связи со смертельной опасностью, которую представляет метанол при попадании в организм человека, в НАС считают необходимым прописать в техрегламенте, что содержание метилового спирта в охлаждающих жидкостях должно составлять не более 0,05%. Ещё одно пожелание общественников — дополнить документ, включив в него новую таблицу с требованиями к характеристикам антифризов.
Нормативные противоречия
«Требования к антифризам и тосолам зафиксированы в техническом регламенте Таможенного союза, — пояснил RT руководитель юридического департамента НАС Вадим Геворкян. — Соответствующие изменения в него Министерство промышленности и торговли России должно сначала представить в Евразийскую экономическую комиссию, которая их может утвердить. После этого правила будут распространяться на все страны Таможенного союза». По словам юриста, вся процедура может занять около года. Кроме того, НАС просит главу правительства ввести механизм дополнительного контроля, позволяющий пресекать незаконный оборот метанолсодержащих охлаждающих жидкостей. Оптовый оборот ментола общественники призывают лучше контролировать, а охлаждающие жидкости — в обязательном порядке сертифицировать. Также в НАС предлагают сформировать рабочую группу, которая добилась бы запрета на использование технического спирта в автомобильной химии.
Контрольная закупка
Предыдущие попытки ужесточить оборот метанола и жидкостей с его содержанием не увенчались успехом. Ещё в 2007 году главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал постановление, вводящее запрет на использование метанола в автохимии, но проблему это не решило, поскольку международное законодательство не менялось. «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июля 2007 г. №47 «О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом» запрещает использование метанола в тосолах и антифризах. Однако в ходе контрольной закупки, проведённой Федерацией автовладельцев России в октябре 2016 года, присутствие метанола было выявлено в 40% проверенных охлаждающих жидкостях. Следствием этого и стала трагедия в Иркутской области — произошли массовые отравления концентратом «Боярышник». Результаты анализа жидкости, ставшей причиной трагедии, показали наличие в её составе метанола и антифриза», — сообщили RT в НАС. Как отмечают эксперты, производители омывающей жидкости используют метанол сразу по нескольким причинам: он дешевле этилового спирта, но по своим качествам лучше подходит для автохимии. В результате российские правоохранители регулярно сообщают о конфискации огромных партий контрафактной автомобильной химии с содержанием метилового спирта. Тем не менее «незамерзайка» и «омывайка» с метанолом по-прежнему попадает на прилавки.
Особая тара
За последние годы в разных регионах России неоднократно фиксировались случаи смертельного отравления людей, употреблявших автомобильные жидкости, в состав которых входил метиловый спирт. При попадании в организм он вызывал тяжёлую интоксикацию и поражение нервной системы. Сообщения о гибели людей, отравившихся «незамерзайкой», приходили из Новосибирской, Оренбургской и Ростовской областей, а также из Москвы. Самое громкое подобное происшествие — это, конечно, трагедия в Иркутской области, происшедшая в декабре 2016 года. От отравления метанолом, содержавшимся в лекарственной настойке «Боярышник», погибли 76 человек. Ещё примерно у 50 пострадавших была зафиксирована менее острая интоксикация. Фигурантами уголовного дела стали более 20 человек, в том числе производители настойки и местные чиновники. Тогда Дмитрий Медведев поручил правительству изъять настойку из розничной продажи или поставить её оборот под тотальный контроль. В свою очередь Роспотребнадзор распорядился убрать с прилавков российских магазинов любые косметические настойки, концентраты, автохимию и прочие жидкости с содержанием этилового спирта более 25%. Вскоре после инцидента вице-премьер РФ Александр Хлопонин дал поручение Минпромторгу и Роспотребнадзору совместно продумать предложения об ужесточении контроля за оборотом метилового спирта. Согласно тексту поручения, ведомства должны разработать систему учёта метанола и тары, в которой его перевозят, чтобы исключить возможность использования вещества не по назначению. Заходила речь и об использовании особой тары для спирта с уникальным номером, что позволит отслеживать её перемещение. Ещё одна озвученная мера состояла в том, чтобы на законодательном уровне обязать производителей спиртосодержащей продукции проводить входной производственный контроль сырья на предмет содержания метанола в каждой партии. Всю продукцию, в состав которой входит технический спирт, было предложено сопровождать яркой маркировкой, информирующей потребителей.
Обсудят за столом
В начале февраля 2017 года проблемой озаботились и в Госдуме, поручив комитету по охране здоровья, а также комитету по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выяснить в правительстве, что делается для пресечения незаконного оборота метанола. Как отмечает источник RT в нижней палате парламента, ответ из Белого дома пока не поступил, но депутаты рассчитывают получить его в ближайшие дни. Источник также рассказал, что помимо НАС аналогичные предложения по корректировке Техрегламента были направлены на имя председателя правительства ещё несколькими депутатами. Кроме того, по словам собеседника RT, на начало марта в нижней палате запланирован круглый стол, посвящённый этой наболевшей проблеме. Предполагается, что в нём примут участие глава Минпромторга Денис Мантуров и руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. В межведомственную рабочую группу, занимающуюся этим вопросом, могут включить независимых экспертов и представителей общественных организаций. «В борьбе с этой проблемой нужен именно комплекс мер, — заявил RT директор Союза производителей и потребителей автохимии Александр Сергеев. — Техрегламент менять надо. Бывают случаи, когда к производителям и продавцам жидкостей с содержанием метанола не применялись санкции, поскольку продукция не нарушала требований техрегламента. Но в то же время требуется и ужесточение контроля за оборотом метанола и жидкостями, в которых он может содержаться. Например, в 2011-2013 годах метиловый спирт перевозился только под контролем вневедомственной охраны МВД, но потом практика прекратилась. Кроме того, нужно назначить контролирующий орган, например Минпромторг, создать дорожную карту». По словам Сергеева, несмотря на то, что использование метанола в автохимии позволяет существенно снизить затраты на производство этой продукции, отказ от ядовитого вещества не приведёт к удорожанию антифризов и омывающих жидкостей. «Сейчас химия с метанолом и без (метанола. — RT) соседствует на прилавках и стоит одинаково, — говорит Сергеев. — Поэтому если закрутить производителям, использующим метанол, гайки, то они просто станут меньше зарабатывать и вернутся к обычной рецептуре с этиленгликолем».