В России выросло число пациентов платных клиник
Доля взрослых россиян, которые посещают платные поликлиники и больницы, выросла за пять лет с 30 в 2011 году до 40 процентов в 2016 году. Причем кризис не привел к сокращению их числа. "В 2016 году мы увидели рост доли потребителей платных медицинских услуг с 34 до 40 процентов", - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Об этой и других тенденциях говорится в новом исследовании Финансового университета, проведенном по заказу социального блока кабмина. Вот только платная медицина, по данным опроса, заслужила самые низкие оценки по сравнению с государственным здравоохранением. "Возможно, это связано не столько с низким качеством услуг, сколько с неудовлетворительной потребительской оценкой соотношения их цены и качества", - говорит Зубец. Еще один неожиданный вывод исследования - две трети (66 процентов) жителей крупных и средних российских городов довольны качеством медицинских услуг. Самые высокие оценки своим поликлиникам, больницам и врачам дают пациенты Тюмени, Грозного, Пензы, Омска и Барнаула. Обращаться в другие регионы за медицинской помощью приходится 23 процентам россиян Минимум удовлетворения демонстрируют жители Севастополя, Ярославля, Иркутска, Махачкалы, Волгограда. Итоговую оценку авторы вывели из пяти ключевых показателей - удовлетворенность респондентов разными видами медицинского обслуживания от полисов обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) до разовых платных услуг в частных центрах и бесплатной медпомощи на предприятиях, достаточное число в регионах поликлиник, специализированных стационаров, диагностических центров, отсутствие необходимости ехать за медицинской помощью в другие регионы страны. Москва и Питер при этом получили не лучшие оценки. Социологи это объясняют более высокими требованиями столичных жителей к качеству медицины, оттоку медицинских кадров из государственных поликлиник в частные клиники или аптеки с более высокими заработками. Алексей Зубец объясняет парадоксальные на первый взгляд высокие результаты опроса тем, что исследование не затронуло жителей небольших населенных пунктов, которых в большей степени коснулась так называемая оптимизация здравоохранения (сокращение коек в стационарах и т.д). Один из выводов исследования - уровень удовлетворенности медицинским обслуживанием напрямую связан с частотой посещения медицинских учреждений. Например, среди тех, кто посещает их несколько раз в месяц, процент довольных составляет 55%, а среди тех, кто ходит к врачам несколько раз в год и реже, 69%. Как правило, россияне обращаются к врачам несколько раз в год, а это около 40% населения, отмечается в исследовании. Чаще всего, то есть по нескольку раз в месяц, в помощи врачей нуждаются всего 14 процентов граждан - это представители семей с маленькими детьми и пенсионеры. При этом самые низкие оценки качества медицинского обслуживания дают пожилые люди и люди с наименьшими доходами. Зато наивысшие оценки получили медицинские услуги по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС) за счет работодателей (79%) и за собственный счет (73%). К сожалению, все еще достаточно велика доля россиян, которые вынуждены обращаться за медицинской помощью в другие регионы, констатируют социологи. По данным за 2016 год, о наличии такой необходимости заявили 23 процента респондентов. Не хватает поликлиник широкого профиля, больниц, специализированных медицинских клиник, диагностических центров. Наибольший недостаток поликлиник широкого профиля отмечен в Иркутске, Севастополе, Краснодаре, Новосибирске, Рязани. По мнению населения, значительная нехватка диагностических центров имеется в Севастополе, Махачкале, Ижевске и Красноярске. По мнению населения, больше всего больниц недостает в Липецке, Махачкале, Севастополе, Рязани и Волгограде. Города, где большинство респондентов не ощущают нехватку медицинских учреждений, - Грозный, Тюмень, Ростов-на-Дону, Хабаровск и Пенза. Профессор, руководитель лаборатории по профилактике хронических неинфекционных заболеваний Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России Мехман Мамедов с сомнением отнесся к столь высоким итоговым показателям удовлетворенности граждан медицинскими услугами. И предложил при анализе социологических данных уделять внимание тем слоям населения, которые выказывают недовольство, чтобы устранять дефекты и адаптировать здравоохранение к новейшим вызовам. По мнению Мамедова, если люди чаще стали обращаться к услугам платной медицины и готовы выделять на нее средства из личного бюджета, это, безусловно, тенденция, пусть и не от хорошей жизни. Но есть и о чем подумать. Те, у кого нет такой возможности, не должны страдать. Как практикующий врач, ученый и администратор Мамедов считает, что в перспективе российское здравоохранение должно пойти по пути развития бесплатных базовых услуг для всех граждан без исключения. "Медицина не вправе иметь выраженное социальное расслоение", - замечает он. Под базовыми медицинскими услугами профессор понимает посещение гражданами врачей с обязательным осмотром несколько раз в год, а также медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях. Есть хороший зарубежный опыт Германии, Франции, Англии, где используется прозрачная бесплатная и страховая медицина для всего населения, и его можно взять за основу, заключает профессор.