Технология на запястье

Чеченская разработка вошла в топ-20 лучших проектов на международном конкурсе инновационных промышленных технологий Su Song Cup 2025 в Китае. Побеседовали с создателями браслета Epihelper Али Исмаиловым и Зелимханом Герихановым, чтобы узнать все подробности из первых уст.

Технология на запястье
© «Это Кавказ»

Ковид и браслет

Али Исмаилов — врач-невролог высшей категории с 20-летним стажем. По его словам, главная проблема эпилепсии — непредсказуемость. Человек не знает, случится ли приступ дома, в транспорте или на улице. Это ограничивает свободу и вызывает постоянный страх. Вторая сложность — ведение дневников, ведь фиксировать приступы и триггеры очень важно, но по факту пациенты забывают записать или описывают «на глаз».

— Во время пандемии стало очевидно, насколько уязвимы пациенты с эпилепсией: многие не могли прийти на прием, до врача доходили только обрывочные рассказы о приступах, терялись важные детали, — рассказывает Али. — Нужен был инструмент, который фиксирует приступы объективно и автоматически, а не только со слов родственников.

Так сформировалась концепция браслета, который регистрирует эпизоды, приложения для пациента и платформы для врача с понятной аналитикой.

— От того, насколько точно мы понимаем картину приступов, зависит лечение, — поясняет невролог. — Один симптом может относиться к разным типам эпилепсии, и терапия при этом совершенно разная. Приступы могут провоцироваться недосыпом, стрессом, перегревом.

Именно отсутствие непрерывного мониторинга и должно компенсировать устройство. Внешне оно выглядит как лаконичный браслет.

Правообладателем является компания — резидент «Сколково». Ею руководят врач Али Исмаилов и программист Зелимхан Гериханов. Зелимхан — кандидат физико-математических наук со степенью PhD Университета Восточной Англии, специалист с более чем 15-летним опытом в области компьютерного моделирования и разработки программного обеспечения, технический директор IT-компании в сфере медицинских технологий.

Предсказать приступ

— Мы хотим научиться предсказывать приступы, — говорит Али Исмаилов. — Например, браслет видит, что вариабельность сердечного ритма изменилась, сон был нарушен — значит, риск выше обычного. Пациент получает уведомление: «Соблюдай осторожность сегодня, постарайся отдохнуть». Даже такое предупреждение может спасти от серьезных последствий.

На современном рынке есть много трекеров для отслеживания состояния здоровья, но они фиксируют или движения, или сон. Система Epihelper состоит из трех ключевых элементов — сам браслет, мобильное приложение и сервер. Браслет отправляет данные в приложение, они обрабатываются, результат отсылается на сервер. Есть система оповещений близких, алгоритмы, связывающие приступы с триггерами.

— Еще есть портал для врачей. Там можно наблюдать за показаниями датчиков, приступами, общаться с пациентами через чат и делать назначения, — добавляет Зелимхан Гериханов. — Пациенты видят их в приложении, а медики отслеживают прием препаратов.

Т из GPT

Умное устройство работает на основе нейросети. Один из главных датчиков — фотоплетизмограф, он определяет изменение объема крови в организме. Также в браслете есть акселерометр и датчик давления. На сервер стекаются и данные о местоположении человека.

— Алгоритм основан на определении того, какие показания обозначают наступление приступа, а какие — нет, — говорит Гериханов. — Для этого мы используем нейросеть-трансформер, ту самую Т в GPT. Но мы занимаемся обработкой не языка для общения, а временных рядов показаний датчиков, чтобы выявить закономерности, сопряженные с наступлением приступа или даже прогнозирующие его.

На данный момент разработчики смогли достичь почти 90% точности. Чтобы приблизиться к 100, модель должна постоянно обучаться. Для этого нужно, чтобы число пользователей росло: чем больше информации будет вноситься в браслет, тем лучше искусственный интеллект сможет анализировать данные.

— Именно поэтому мы поставили во главу угла доступность для потребителя: это решение должно быть массовым и недорогим, — добавляет Али Исмаилов.

При этом вся информация остается конфиденциальной. Данные шифруются на всех этапах обмена, предусмотрена многоуровневая аутентификация.

Браслет в действии

— Расскажу историю одной из моих пациенток, — вспоминает Али Исмаилов. — Я не мог точно понять, бывают ли у нее приступы ночью, и дал ей наш тестируемый браслет. Устройство зафиксировало несколько эпизодов во сне. После коррекции терапии ночные приступы исчезли и состояние пациентки заметно улучшилось.

Врач отмечает, что современная неврология нуждается в технологически подтвержденной статистике.

— Современные технологии способны подсказать то, на что у обычного клинициста просто не хватает времени. Важно не только количество приступов, но и то, как меняется качество жизни. Если пациент стал увереннее выходить из дома, не пропускать таблетки, меньше попадать в скорую, технология работает.

Браслет вошел в топ-20 лучших проектов на международном конкурсе инновационных промышленных технологий Su Song Cup 2025 в Китае, и это открывает перспективы сотрудничества с китайскими производителями.

— Тема эпилепсии в Китае крайне актуальна, — заявляет невролог. — Планируем адаптировать Epihelper под разные языки и нормативные требования, а партнерство с Китаем и Индией позволит наладить массовое и недорогое производство. Это шаг к созданию глобальной экосистемы мониторинга неврологических заболеваний.

— Мы планируем добавить телемедицину и умного помощника на основе больших языковых моделей, — отмечает программист, — и расширить применение носимых устройств для отслеживания и диагностики паркинсонизма и других заболеваний.