Анализ медицинских инцидентов в самолёте показал недостатки оказания помощи на высоте

Крупнейшее в мире исследование медицинских инцидентов на борту авиалайнеров выявило, что каждая 212-я авиакатастрофа сопровождается неотложным состоянием у пассажира, при этом в 1,7 процента случаев самолёты вынуждены экстренно менять маршрут для спасения жизни человека.

Анализ медицинских инцидентов в самолёте показал недостатки оказания помощи на высоте
© Московский Комсомолец

© Геннадий Черкасов

Глобальное исследование вскрыло тревожные масштабы медицинских происшествий во время авиаперелетов. Ученые проанализировали более 77 тысяч случаев оказания неотложной помощи на бортах самолетов 84 авиакомпаний с шести континентов, обслуживших свыше 3,1 миллиарда пассажиров в период с 2022 по 2023 год. Как отмечает руководитель отделения интенсивной терапии детей в Университете Дьюка Александр Ротта, эта работа представляет собой «крупнейшее и наиболее всестороннее исследование неотложной медицинской помощи в полете, которое когда-либо проводилось», дающее уникальное представление о том, что действительно происходит, когда кто-то заболевает в небе.

Статистика демонстрирует, что медицинские инциденты в воздухе не редкость: они случаются в среднем на каждом 212-м рейсе. Примерно 8 процентов пострадавших пассажиров требуют немедленной госпитализации после приземления, а в 1,7 процента случаев ситуация развивается настолько критично, что командир воздушного судна принимает решение об изменении курса. Наиболее частыми причинами вынужденных посадок становятся подозрения на инсульты, судорожные приступы, острые боли в грудной клетке и резкие изменения психического состояния. Особую тревогу вызывают данные о сердечной недостаточности: за два года зафиксировано 293 таких случая, при этом показатели выживаемости оказались значительно ниже, чем при оказании помощи на земле.

Интересно, что почти в трети чрезвычайных ситуаций помощь оказывали пассажиры-медики, чаще всего врачи, добровольно вызвавшиеся помочь. Их участие статистически связано с более высокой вероятностью изменения маршрута полета, что объясняется тем, что к их помощи прибегают именно в наиболее серьезных случаях. Ротта, лично участвовавший в оказании медицинской помощи во время нескольких полетов, подчеркивает: «Это унизительно — заниматься медициной в воздухе. Вы работаете с ограниченным количеством оборудования, без лабораторных тестов и без поддержки. Даже незначительные проблемы могут стать серьезными».

Исследование, проведенное мировым лидером в области авиационной медицины, также выявило важные различия в подготовке авиакомпаний к медицинским чрезвычайным ситуациям. Хотя американские перевозчики обычно хорошо оснащены, потому что федеральные правила требуют наличия дефибрилляторов и базовых медицинских наборов на борту, далеко не все авиакомпании мира поддерживают связь с наземными центрами медицинской поддержки.

«Самолеты — это не больницы, и мы не должны ожидать, что они ими будут, — констатирует Ротта. — Но квалифицированное руководство с земли может многое изменить, когда чья-то жизнь находится в опасности».

По мнению исследователей, результаты исследования могут помочь в формировании политики авиакомпаний, улучшении подготовки бортпроводников и информировании пассажиров с хроническими заболеваниями о необходимых мерах предосторожности перед путешествием.