Хорошее образование не снижает скорость старения мозга: исследование

Хорошее образование не снижает скорость старения мозга: исследование
© Naukatv.ru

Высокий уровень формального образования не снижает скорость когнитивного старения — таковы результаты международного исследования, опубликованные в журнале Nature Medicine. В анализ вошли лонгитюдные наблюдения за более чем 170 000 человек из 33 стран Запада, что делает его одним из крупнейших исследований когнитивного старения на сегодняшний день.

Несмотря на рост абсолютной распространенности деменции во всем мире из-за увеличения населения и старения, относительная заболеваемость снижается — сегодня у пожилых людей когнитивные функции лучше, чем 20 лет назад. Эта тенденция объясняется изменениями в образе жизни, и до сих пор самая популярная гипотеза заключалась в том, что от нейродегенерации и нормального старения мозга лучше всего защищает хорошее образование.

Теперь выяснилось, что хотя люди с большим количеством лет формального образования, как правило, начинают взрослую жизнь с более высокого когнитивного уровня, с возрастом их интеллектуальный потенциал падает с той же скоростью.

«Можно сказать, что более высокий уровень образования дает вам преимущество в начале гонки, но как только гонка начинается, он не позволяет вам бежать быстрее и не указывает никаких коротких путей: вы столкнетесь с теми же препятствиями, что и все остальные, и они повлияют на вас так же, как и на всех», — объясняет профессор Давид Бартрес-Фаз с факультета медицины и здравоохранения и Института нейронаук Барселонского университета.

В новом исследовании проанализировано более 420 000 нейропсихологических тестов и визуализационных исследований людей из нескольких стран и когорт (европейских, американских, азиатских и австралийских) с использованием различных методик, что делает его одним из самых надежных и обобщающих исследований по этой теме. В общей сложности в нем приняли участие 170 795 человек старше 50 лет из 27 лонгитюдных когорт, с периодом наблюдения до 28 лет для каждого участника. Они прошли тесты на память, мышление, скорость обработки информации и язык, для части испытуемых есть данные МРТ-сканирования мозга.

Более высокий уровень образования действительно связан с лучшей памятью, большим внутричерепным объемом и немного большим объемом областей мозга, чувствительных к памяти.

«Правдоподобное объяснение заключается в том, что именно изначальные нейробиологические особенности людей способствуют достижению более высокого уровня образования, а не наоборот», — говорит нейропсихолог Габриэле Каттанео из Барселонской инициативы по здоровью мозга.

И все группы, независимо от уровня образования, показали почти параллельное когнитивное снижение и структурное старение мозга с течением времени.

«Это не умаляет того факта, что изначально более высокий когнитивный резерв дает преимущество, потому что если вы начинаете с высокого старта, то и останетесь на более высоком уровне. Очевидно, что образование и раннее обучение улучшают когнитивные функции на протяжении всей жизни, но не влияют на скорость снижения или структурное старение мозга. Независимо от уровня образования, все мозги изменяются очень похожим образом в среднем и пожилом возрасте», — добавляет Каттанео. «Хотя продвижение образования остается важным, результаты показывают, что его недостаточно для здорового старения. То есть недостаточно просто накапливать годы обучения, чтобы защитить мозг от старения. Необходим более широкий, многофакторный подход, включающий вмешательства на протяжении всей жизни, такие как физическая активность, постоянная когнитивная стимуляция, социальные связи и профилактика сосудистых факторов риска», — заключил Хавьер Солана, директор по исследованиям Института Гуттмана.

Подсчитано, насколько образование продлевает жизнь

Исследование выяснило, где в мире люди стареют быстрее

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram