Исследование выявило смертельную привычку молодых водителей

Исследование выявило смертельную привычку молодых водителей
© Телеканал «Наука»

Молодежь все чаще использует смартфоны за рулем — и это, как показало новое исследование, серьезно угрожает безопасности на дорогах. Согласно работе, опубликованной в журнале Traffic Injury Prevention, молодые водители тратят в среднем 21,1% времени каждой поездки на взаимодействие со своим телефоном. Особенно тревожно, что более четверти этих отвлечений (26,5%) длятся дольше двух секунд — времени, которого вполне достаточно, чтобы пропустить препятствие или создать аварийную ситуацию.

Исследование провели специалисты из Brigham and Women’s Hospital совместно с Гарвардским университетом и другими научными институтами. В опросе приняли участие 1126 молодых водителей из разных регионов. Ученые стремились понять не только масштаб отвлечения внимания, но и психологические и социальные факторы, влияющие на это поведение.

Почему проблема имеет глобальный масштаб?

Отвлеченное вождение — одна из ключевых причин аварий на дорогах. Особенно уязвимы молодые водители, чей опыт вождения еще недостаточен, а привычка к постоянному использованию смартфона — сильна. Водитель, отвлеченный всего на две секунды при скорости 90 км/ч, проезжает вслепую около 50 метров — целый пешеходный переход.

Исследование показало, что 65% респондентов признались в использовании телефона в развлекательных целях — для музыки, соцсетей и видео. 40% указали, что пишут сообщения или читают их за рулем, еще 30% используют навигационные приложения.

«Отвлеченное вождение — это не просто личная угроза. Это угроза каждому, кто находится рядом на дороге», — подчеркивает ведущий автор исследования Ребекка Роббинс, PhD. — «Даже если водитель считает себя способным контролировать ситуацию, объективные данные показывают обратное».

В чем суть исследования?

Ученые подошли к вопросу комплексно. Сначала они провели 20 качественных интервью со старшеклассниками, чтобы выявить установки, убеждения и социальные нормы, связанные с отвлечением за рулём. Затем на основе этих интервью они разработали анкету из 38 пунктов, охватывающую такие аспекты, как:

личные убеждения об опасности отвлечения;

восприятие социальных ожиданий (что думают родители, друзья);

ощущение контроля над собственным поведением.

Результаты показали противоречие: большинство молодых водителей осознают риски и знают, что их близкие не одобряют использование телефона за рулем. Однако они также считают, что их сверстники ведут себя так же — это создает ложное ощущение нормы «я как все». Это восприятие снижает готовность менять поведение.

Интересно, что при этом большинство уверено, что способно сопротивляться отвлечениям.

«Многие респонденты признают пользу от GPS и музыки, но также понимают, что отвлечение — это реальный риск», — говорит Роббинс. — «Важно не только информировать, но и формировать среду, в которой безопасное поведение будет восприниматься как норма».

Что делать?

Авторы предлагают конкретные меры:

поощрять использование режима «Не беспокоить» во время вождения и не только;

убирать телефоны из поля зрения;

обеспечивать достаточное количество сна, поскольку усталость увеличивает подверженность отвлечениям;

информационные кампании, развенчивающие миф о том, что использование телефона делает водителя «многофункциональным».

Навигатор с сексуальным женским голосом заставляет мужчин чаще рисковать на дороге

Ученые выпустили консенсусное заявление о влиянии смартфонов на подростков

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram