Ученые предупредили об атрофии мозга у подростков из-за частого использования ИИ

Новое исследование ученых Массачусетского технологического института показало, что искусственный интеллект (ИИ) ухудшает навыки критического мышления у подростков, и это нисколько не удивляет педагогов.

Ученые предупредили об атрофии мозга у подростков из-за частого использования ИИ
© Российская Газета

"Атрофия мозга действительно происходит, и это очевидно, - сказала в интервью The New York Post доктор Сьюзан Шнайдер, директор-основатель Центра изучения разума будущего в Атлантическом университете Флориды. - Поговорите с любым профессором в области гуманитарных или социальных наук, и они скажут вам, что студенты, которые ищут подсказку у ИИ и сдают свою работу, не учатся". Врачи лаборатории Массачусетского технологического института обнаружили, что подростки, которые писали свои работы с помощью ChatGPT, проявляли меньшую активность мозга при выполнении задания, придавали меньшее значение мышлению и анализу, и со временем становились все более ленивыми.

Группу из 54 молодых людей в возрасте от 18 до 39 лет разделили на три отделения: одни писали работы с помощью ChatGPT, другие с помощью поиска Google, третьи полагались на свои знания. Их попросили написать четыре эссе в течение четырех месяцев. Ученые контролировали мозговую активность участников исследований с помощью электроэнцефалографии и обнаружили, что группа с ChatGPT имела самую низкую вовлеченность мозга при письме и демонстрировала наименьший уровень исполнительного контроля и внимания.

В течение эксперимента участники группы с ChatGPT начали по-другому использовать ИИ. Сначала они просили минимальной помощи у "искусственного разума", например, с написанием плана работы. Но ближе к концу периода исследования стали чаще прибегать к копированию и вставке целых разделов текста.

В исследовании, проведенном в Массачусетском технологическом институте, группа, работавшая без помощи ИИ и поисковых систем, демонстрировала повышенную активность в областях, связанных с творчеством, памятью и обработкой языка. Эти участники исследования также показали большую вовлеченность, удовлетворение и ответственность за свою работу. По мнению ученых, чем больше молодой человек вовлекается в подготовку своих работ или заданий с помощью ИИ, тем больше он, подобно игроману, становится зависимым от него. Некоторые участники эксперимента охотно копировали тексты на любые темы и предоставляли на конкурс вдвое или втрое больше работ, чем требовали от них.

Мерфи Кенефик, учитель литературы в средней школе Нэшвилла, сказал, что он воочию видел, как критическое мышление и концентрация внимания учеников были разрушены искусственным интеллектом. "Я ловил их на использовании ИИ при написании заданий около 40 раз, и кто знает, сколько еще раз им это сходило с рук", - сказал он. Роберт Блэк из города Канандайгуа в штате Нью-Йорк, который на прошлой неделе вышел на пенсию, сказал, что последние два года его 34-летней карьеры были "кошмаром из-за ChatGPT". "Когда их ловят, дети просто пожимают плечами, - сказал он. - Они даже не могут понять, почему это неправильно, почему им нельзя копировать ИИ, и почему важен процесс написания".

Психолог Джин Твенге, автор книги "10 правил воспитания детей в мире высоких технологий", согласна с тем, что ИИ - это лишь один из дополнительных барьеров на пути к обучению для поколения Z и поколения Альфа. По ее словам, международные результаты стандартизированных тестов по математике, чтению и естественным наукам снижаются в течение многих лет. Она связывает это с изоляцией из-за пандемии и появлением смартфонов, социальных сетей и ChatGPT.