Найден еще один драйвер распространения фейковых новостей

Найден еще один драйвер распространения фейковых новостей
© Телеканал «Наука»

Пассивное потребление новостного контента повышает вероятность распространения фейковых новостей в соцсетях, выяснили американские ученые. Своими выводами они поделились в журнале Computers in Human Behavior.

Хотя основное внимание часто уделяют злоумышленникам или ботам, недавние данные свидетельствуют, что значительная часть фейков распространяется обычными пользователями, которые могут не осознавать, что делятся недостоверной информацией. Авторы нового исследования сосредоточились на роли пассивного потребления новостей, которое уже обрело собственное название: «Новости сами найдут меня» (NFM).

«Люди все чаще узнают новости случайно, а не целенаправленно. Наше исследование развивает предыдущие работы о таком восприятии — "новости сами меня найдут" — и показывает, что оно может приводить к распространению неточных или преувеличенных новостей, то есть фейков», — пояснил профессор Скотт У. Кэмпбелл из Университета штата Огайо.

В исследовании участвовали 337 взрослых жителей США, идентифицирующие себя как сторонники «альтернативных правых» (Alt-Right). Все участники — белые республиканцы в среднем 43,5 лет (55% женщин), регулярно пользующиеся соцсетями.

Опрос проводился в три этапа с августа 2022 по март 2023 года. Участников спрашивали об их привычках в соцсетях, использовании смартфонов, поведении в отношении распространения новостей и степени согласия с утверждениями вроде «важные новости доходят до меня естественным образом через друзей и платформы».

Распространение фейков измерялось вопросами о том, делились ли участники новостями, которые позже оказались ложными или преувеличенными — осознанно или нет. Восприятие «новости сами меня найдут» оценивалось по утверждениям типа «я могу быть хорошо информирован, даже если не слежу за новостями активно» или «я полагаюсь на друзей, которые расскажут мне о важных событиях».

Результаты показали, что участники с более выраженным поведением NFM чаще сообщали о распространении фейков на третьем этапе, даже с учетом предыдущего поведения. Это подтверждает идею, что пассивное потребление новостей через соцсети и друзей делает людей более уязвимыми к дезинформации.

«Наше исследование показывает: когда люди полагаются на случайные новости, они чаще распространяют недостоверную или преувеличенную информацию, — сказал Кэмпбелл в интервью PsyPost. — Другими словами, фейки "просачиваются", когда бдительность ослаблена».

Исследование выявило также влияние платформ и способов их использования на модель потребления новостей — и, как следствие, вероятность распространения фейков.

Запрещенные в РФ соцсети, завязанные на социальное взаимодействие, усиливают веру в то, что новости придут без усилий; в то же время Reddit, больше ориентированный на сбор информации, меньше ассоциируется с NFM.

Среди альтернативных платформ, таких как Parler, Gab, Truth Social, Rumble и Telegram, отличился последний. Он показал значимую связь с восприятием «новости сами меня найдут» и последующим распространением фейков — вероятно, благодаря функциям личных сообщений и групповых чатов. Они могут укреплять доверие к новостям от друзей, предположили авторы.

Аналогичные закономерности выявились и в использовании смартфонов. Те, кто часто используют их для общения, более склонны к NFM. Исключением стали люди, потребляющие посредством смартфона политическую информацию — они реже полагаются на то, что новости сами их найдут, и в целом распространяют меньше фейков.

«Сегодня мы часто используем смартфоны и соцсети неосознанно, все больше полагаясь на алгоритмы и онлайн-контакты, чтобы оставаться в курсе событий. В таких условиях людям стоит повышать осознанность, быть более внимательными и активными в формировании своей информационной среды, а не оставаться пассивными», — посоветовал профессор.

Однако, как и в любом исследовании, здесь есть ограничения. Выводы основаны на самоотчетах, которые могут искажаться из-за ошибок памяти или социальной приемлемости. Кроме того, все участники принадлежат к определенной идеологической группе, что может ограничивать применимость результатов к широкой публике. «В будущих исследованиях нужна более репрезентативная выборка», — заключил Кэмпбелл.

Зумеры оказались доверчивее всего к фейковым новостям

Заголовки новостей в интернете стали длиннее и негативнее: исследование

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram