Почему мозг может читать слова без гласных, объяснили нейробиологи

Почему мозг может читать слова без гласных, объяснили нейробиологи
© Naukatv.ru

Почему мы можем легко прочитать фразу вроде «Т мжшь пнть чт здсь нпсно»? Ответ кроется в том, как наш мозг предсказывает информацию и восполняет недостающие данные. Мы не просто воспринимаем мир, а активно его моделируем, объясняет нейробиолог из Стэнфорда Дэвид Иглман в интервью для Live Science.

«Наш мозг — это не чистые листы, ожидающие ввода; он — строитель моделей. Точнее даже будет сказать, что наш мозг предсказывает наперед», — отмечает Дэвид Иглман

Когда вы читаете слово с пропущенными гласными, мозг использует прошлый опыт, знание языка и контекст, чтобы заполнить пробелы. Это объясняет, почему мы узнаем знакомое лицо при тусклом свете или воспринимаем искаженную речь.

«Даже если входящая сенсорная информация неполна, ваш мозг заполняет пробелы. Он использует то, что доступно, и сравнивает это с обширной внутренней библиотекой шаблонов», — говорит Иглман

Как работает система распознавания слов

Алекс Уайт, доцент нейробиологии в колледже Барнарда (Нью-Йорк), рассказал в интервью Live Science, что процесс чтения начинается с регистрации форм букв в зрительной коре — области мозга, отвечающей за обработку визуальных данных. Далее информация передается в левую часть веретенообразной извилины — структуру, участвующую в обработке сложных визуальных сигналов. Там находится визуальная область формы слова (Visual Word Form Area -VWFA), которая «узнает» буквы и частые комбинации, называемые биграммами (например, «ст», «но», «ли»).

«После того, как зрительная кора регистрирует буквы, нейроны активизируются при наличии определенных комбинаций букв, а не целых слов», — объясняет Уайт.

Эти биграммы действуют как строительные блоки: мозг распознает знакомые шаблоны и восстанавливает слово целиком. Такой механизм особенно важен на ранних этапах обучения чтению.

Как мозг адаптируется к языку

Исследования, проведенные с детьми в возрасте до и после начала обучения чтению, и опубликованные в журнале iScience, показали: VWFA формируется и «настраивается» под конкретный язык.

«Они могут видеть этот прекрасный формирующийся VWFA после того, как пойдут в школу», — подчеркивает соавтор исследования Джин Ли

Пример — иврит, где большинство слов пишется без гласных. Тем не менее, читатели легко понимают текст. Это подтверждает, что VWFA может эффективно распознавать шаблоны даже в неполных формах.Удаление гласных создает двусмысленность. Согласные активируют несколько возможных слов, и мозг выбирает то, что лучше всего подходит по смыслу. Это процесс — ментальное автодополнение.

Это исследование подчеркивает одну из важнейших способностей мозга — предсказание на основе шаблонов. Даже при неполной информации мы не теряем способность интерпретировать окружающее.

«Именно наше восприятие, основанное на ожиданиях, делает нас такими эффективными распознавателями, даже если данные искажены» — подытоживает Иглман.

Авторы отмечают, что новое понимание работы VWFA и механизма предсказания усиливает наши знания о чтении, обучении и даже о восприятии мира в условиях неполной информации.

У носителей разных языков при общении различается активность мозга

Нейробиологи выяснили зачем мозг делит зрение пополам — и как это помогает выживать