Ученые выяснили, в каких случаях женщин-экономистов считают авторитетнее мужчин
Женщины-экономисты оказывают большее влияние на общественное мнение, чем их коллеги-мужчины, если указываются их звания и должности. К такому выводу пришли Ханс Зивертсен и Сара Смит из Университета Бристоля, проведя масштабный онлайн-эксперимент с участием более 5 тысяч американцев.
Убедительные голоса
Исследование проходило в два этапа. Участникам показывали мнения по важным вопросам экономической политики — например, о регулировании соцсетей, налогообложении прибыли нефтяных компаний или злоупотреблении рыночной властью в условиях инфляции. Эти мнения принадлежали либо женщинам, либо мужчинам — профессорам ведущих университетов США, и были заранее сбалансированы по содержанию. В первой части эксперимента под именами экспертов указывались академические звания и учреждения (например, профессор Гарвардского университета), во второй — только имя и фото. После каждого высказывания участникам предлагалось высказать собственную точку зрения по теме.
Ученые выяснили, что, во-первых, мнения экономистов действительно влияют на взгляды общественности. Даже несмотря на общее недоверие к экономистам, участники были склонны соглашаться с тем, что говорили эксперты. Во-вторых, мнения, приписанные явно старшим женщинам-профессорам, оказывались в среднем на 20% убедительнее тех же мнений, высказанных мужчинами. В-третьих, если из презентации исчезала информация о званиях и учреждениях, гендерная разница в убедительности исчезала. Это подтверждает, что именно академические регалии усиливают доверие к женщинам-экспертам, вероятно, как сигнал об их исключительной компетентности в «мужской» сфере.
“Хотя женские голоса реже звучат в публичных дебатах, они оказываются более убедительными”, — пишут авторы.
Перебивают и комментируют
Несмотря на эти обнадеживающие результаты, экономика — одна из самых гендерно несбалансированных профессий. В исследовании Зивертсен и Смит отмечается, что мужчины-экономисты доминируют в СМИ и экспертных панелях, а женщины, даже занимая высокие позиции, менее уверены в себе и реже соглашаются участвовать в публичных дискуссиях. Доверие к их компетентности систематически ставится под сомнение — как сверху (при найме, написании рекомендаций, присвоении званий), так и снизу (в отзывах студентов, реакции на медицинские или финансовые советы).
В другом одном исследовании алгоритм проанализировал 1700 записей экономических семинаров: женщин чаще перебивали — и в основном это делали другие женщины. Другое исследование также показало, что мужчины чаще комментируют, а не задают вопросы выступающим женщинам. В другой работе выяснилось , что у мужчин вероятность получить должность профессора не зависит от того, писали ли они статьи в соавторстве, а у женщин она снижается при увеличении количества соавторов.
Без страха и упрека
Автор Financial Times Сара О’Коннор считает , что выводы Ханс Зивертсен и Сара Смит можно обратить в пользу самих женщин. По ее мнению, это — повод не занижать свои заслуги и не бояться быть услышанными, особенно если за плечами блестящее резюме. «Даже если вы сомневаетесь, что публика всерьез воспримет ваше мнение, стоит помнить: люди могут думать — «Раз она дошла до таких высот, значит, действительно умна. Я хочу послушать, что она скажет»», — подчеркивает О’Коннор.