Почему стала возможна Дорога жизни

Расчеты ученых помогли не только составить график движения по Ладоге, но и подготовить наступление по льду Финского залива в январе 1944 г.
Академик Анатолий Александров вспоминал: «Павел Павлович был для всех остальных как огонь, от которого замерзшие люди впитывают тепло… Он делил с товарищами все лишения, не позволяя себе ни малейшей привилегии: все всем поровну — и тяжелый труд, и блокадная пища. Он был человеком дела и ученым каждой клеточкой своего мозга».
Не только физтеховцы и руководители обороны Ленинграда, но и рабочие на заводах осажденного города знали ученого Кобеко.
Так, Кобеко создал ряд новых материалов, один из которых эскапон, который использовался для изоляции высокочастотного кабеля. А его препарат для очистки олифы и краски позволил получить пригодное для питания масло, спасшее многих блокадников. Он разработал метод борьбы с обледенением самолетов на аэродромах и создал жидкость для амортизаторов самолетов, которая имела низкий температурный коэффициент вязкости.
Академик Иоффе в 1950 году, давая характеристику научной деятельности Кобеко, назвал его «крупнейшим советским физиком и физикохимиком, основателем … школы исследователей в области молекулярной физики жидкостей, стекол и полимеров, создателем нового направления в механике и электродинамике аморфных тел».
Его научный вклад в годы войны был отмечен орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Над материалом работали: Елизавета Сугоняева, Рейна Новикова, Наталья Шакирова, Александра Гурьева, Ирина Лутцева