К 2030 году российский рынок ИИ в медицине может вырасти в шесть раз
В 2030 году российский рынок искусственного интеллекта (ИИ) в медицине может вырасти в шесть раз, достигнув 78 млрд рублей. Для сравнения: в прошлом году он равнялся 12 млрд рублей. Однако с расширением сферы применения ИИ придется решить вопросы в первую очередь этического свойства.
При этом данная тенденция характерна не только на национальном, но и на глобальном уровне: если в прошлом году объем мирового рынка ИИ в медицине составлял 22 млрд долларов, то, согласно прогнозам, через пять лет он может увеличиться до 130-160 млрд долларов, а доля медицины вырастет примерно до 8% от всего рынка ИИ. Об этом говорится в исследовании "Искусственный интеллект в здравоохранении", подготовленным консалтинговой компанией "Яков и Партнеры" совместно с Группой компаний "МЕДСИ".
Такая положительная динамика, по словам экспертов, в первую очередь объясняется тем, что ИИ стал главным драйвером новых возможностей в здравоохранении: современные ИИ-технологии трансформируют взаимодействие между врачом и пациентом, извлекают из медицинских карт значимую информацию и т.п.
Аналитики также оценили более 80 практических решений на базе ИИ, которые ориентируются на использование в медицине, и выявили четыре приоритетных направления с наибольшим потенциалом внедрения в российских медицинских учреждениях: клиническая сводка, экспертный контроль, цифровые ассистенты и помощник врача. Медики заявили, что данные решения обладают высокой прикладной ценностью и потенциалом коммерциализации, а также способны повышать эффективность клинической практики и сокращать длительность приема.
"К 2030 году данные группы продуктов могут сформировать рынок с потенциалом в 65 млрд рублей в России. Внедрение ИИ-продуктов в медицинские учреждения поможет повысить операционную эффективность, улучшить удовлетворенность пациентов и существенно снизить затраты в здравоохранении", - заявил вице-президент, член правления, директор по стратегии и цифровой трансформации МЕДСИ Александр Пилипчук.
Кроме того, эксперты выделили два наиболее перспективных направления и создали MVP-прототипы соответствующих продуктов. Один из них - это сервис автоматической суммаризации истории болезни, он интегрирован в медицинскую информационную систему и позволяет врачу всего за несколько минут получать сжатые сведения о состоянии человека.
"Уже на этапе внутренних клинических испытаний продукт демонстрирует значимые результаты. Врачи отмечают сокращение времени приема пациентов до 10%. При этом система способна извлекать свыше 500 уникальных параметров, ранее недоступных для анализа. Полученные данные открывают широкие перспективы для разработки предиктивных моделей на базе искусственного интеллекта", - подчеркнул партнер "Яков и Партнеры" Максим Болотских.
Еще один продукт - это мобильное приложение "Психологический помощник", помогающее управлять эмоциями. В нем есть чат с ИИ-психологом, видео от профильных специалистов и свыше 60 проверенных техник и упражнений по работе с тревожностью.
Что касается дальнейшего развития рынка цифрового здравоохранения, то, как считают эксперты, Россию могут ждать два сценария. Первый - консервативный, предполагающий сохранение текущих темпов. Второй - оптимистичный, который возможен при появлении новых игроков, адаптирующих ИИ-продукты под нужды медицинских учреждений и интегрирующих их в клинические процессы.
Сейчас же перед рынком стоят барьеры, которые типичны для глобального здравоохранения: устаревшие медицинские IT-системы, избыточная документация и кадровый дефицит. "Все это делает повышение операционной эффективности стратегически важной задачей, а цифровые технологии - ключевым инструментом ее реализации", - говорится в исследовании.
Еще одним вопросом является этика - кто принимает решения, как отделить лечение от консультаций, и кто в конечном счете несет ответственность.
Для решения этих вопросов Минздрав разработал Кодекс Этики ИИ в здравоохранении. Это позволит защитить права пациентов и медицинских работников - заявил первый заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский на Глобальной неделе здравоохранения в Абу-Даби в рамках круглого стола "Раскрывая потенциал ИИ в здравоохранении".
При разработке Кодекса изучался опыт зарубежных стран. "На данный момент в мире нет единого международного кодекса этики искусственного интеллекта в сфере здравоохранения, однако многие страны и международные организации разработали различные рекомендации, которые касаются этики использования искусственного интеллекта в медицине. В некоторых странах уже существуют или находятся в разработке кодексы и этические рамки использования ИИ" - сообщили "РГ" в Минздраве.
По мнению директора Университета Иннополис Искандера Бариева, законодательные меры способны минимизировать риски, сделать работу с алгоритмами ИИ более прозрачной, создать требования к контролю человека над критическими решениями, например, в медицинской диагностике, а также ввести обязательную маркировку ИИ-контента.
Сегодня, по словам Бариева, ИИ может усиливать предвзятость при принятии решений, нарушать конфиденциальность данных, собирать персональную информацию без согласия, а также снижать качество услуг из-за замены человеческого взаимодействия - в медицине это особенно заметно.
Одним из главных рисков кандидат медицинских наук Виктор Гомболевский считает ситуацию, когда становится трудно провести четкую границу между общими рекомендациями по здоровому образу жизни и деятельностью систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР). По словам Виктора Гомболевского, в России уже сейчас действуют механизмы экспериментальных правовых режимов (ЭПР). Они позволяющие предварительно тестировать новые технологические решения в контролируемых условиях.
"В этом плане российское законодательство в сфере ИИ по праву считается одним из наиболее продвинутых в мире" - отметил Виктор Гомболевский.
Кроме того, важно принимать не только законодательные, но и превентивные меры. Искандер Бариев рассказал, что с 2022 года Университет Иннополис проводит летние школы этики ИИ для молодежи, а в 2023 году в Университете Иннополис разработали свод этических принципов для пользователей ИИ-решений. Эту практику можно распространить на все сферы, которые затрагивает ИИ, включая медицину.
"Разработка и внедрение этических норм для использования искусственного интеллекта в здравоохранении способствует повышению доверия к новым технологиям, формированию стандартов качества и безопасности использования искусственного интеллекта в здравоохранении, повышению качества оказания медицинской помощи за счет увеличения точности диагностики заболеваний и своевременного назначения лечения, а также способствует его персонализации", - уверены в Минздраве.