В России изобрели уникальное лекарство от рака. Рано радоваться – на ученых подали в суд
Хотели оказать неоценимую помощь тысячам людей, самим заработать, а в итоге остались должны. Примерно таков на сегодняшний день итог истории, которая началась еще девять лет назад.
Итак, в 2014 году подмосковной организации, именуемой ООО «Лина М» удалось получить госзаказ от Минпромторга на разработку лекарственного препарата, предназначенного для лечения онкологических заболеваний. После подписания контракта, обе стороны пожали друг другу руки и отправились выполнять свою работу.
Заказчик перевел исполнителю аванс в размере 117 миллионов рублей, который тот должен был потратить на необходимые расходы в своей научно-исследовательской деятельности. Согласно условиям договора, ученые должны были завершить работу в 2017 году. Не успели, осенью прошлого года Минпромторг написал исковое заявление в суд.
Столичный арбитражный суд, рассмотрев все материалы дела, пришел к решению расторгнуть контракт, а исполнителя призвать к материальной ответственности – выплате 117 миллионов аванса, «простив» при этом 80 миллионов рублей процентов за пользование средствами, которые требовал истец.
Ни истца, ни ответчика такой «финал» не устроил, оба подали на апелляцию. Несколько дней назад стало известно, что девятый арбитражный суд столицы частично отменил решение своих коллег.
«При рассмотрении апелляционной жалобы судом учтено, что в результате исполнения контракта разработан препарат, не имеющий аналогов в мире, позволяющий лечить онкологические заболевания вне зависимости от стадии заболевания», — говорится в решении суда.
Согласно материалам дела, в настоящее время проводится апробация препарата «Афотид» на членах добровольной группы и имеется положительная динамика.
«Еще в октябре 2024 года были отобраны добровольцы женщины и мужчины, которым был введен препарат. Сегодня апрель, все добровольцы постоянно на контроле, у всех положительные результаты. А пока исследования всех форм онкологии продолжаются, и поступают очень хорошие результаты», – делится информацией, полученной из собственных источников, подписчик одного из форумов.
Служители Фемиды пришли к выводу, что срыв сроков контракта произошел по ряду уважительных причин. В частности, разработчику пришлось ждать почти год разрешения на проведение клинических испытаний, затем началась пандемия, и был введен запрет на набор групп добровольцев и, наконец, из-за западных санкций пришлось заменить часть импортного оборудования отечественным, созданным буквально с нуля. Приняв все обозначенное выше во внимание, было решено уменьшить сумму взыскания со 117 до 14 миллионов рублей.
«Полагаю, что Минпромторг хотел шантажом завладеть вакциной от рака единолично и продавать ее за миллионы долларов. Но ученые, ее создавшие, стойко держат оборону, желая ее отдать миру бесплатно. Помоги нашим спасителям ученым-разработчикам. Дай им сил и влиятельных богатых друзей в помощь», – делится своим мнением один из подписчиков социальных сетей, зарегистрированный под ником Друзья Подруги.
«Все правильно на них подали в суд, невыполнение обязательств по договору, это все юридически должно быть подтверждено. Тем более если первый суд проиграли, то и тестирование лекарства возможно было только на бумаге», - считает Игорь К.
Новость о решении девятого арбитражного суда столицы приобрела широкий общественный резонанс. На многих интернет-платформах развернулись жаркие дискуссии:
«Молодцы разработчики! А чиновникам Минпромторга может надо быть ближе к специалистам, народу?», - выражает свою позицию один из интернет-пользователей.
«На испытания препарата должно уйти время. Это факт, к сожалению. Существуют определенные стадии испытания и никак их ускорить нельзя. Это люди, их здоровье и их жизнь. Существует определенный регламент, который нельзя нарушать. Если препарат получит лицензию (или как там у них), то лечение с его помощью будет доступно всем гражданам России по ОМС. Так со многими дорогостоящими лекарствами происходит. Препараты для лечения гепатита С, например, граждане получают бесплатно. Знаю, о чем говорю. Да и неизвестно, сколько он будет стоить. Это все не важно. Важно то, что изобрели лекарство от рака», – пишет в социальных сетях Наталия Р.
Между тем сотрудники Минпромторга не считают «Афотид» уникальной разработкой наших ученых и в качестве доказательства приводят несколько доводов. Первый кроется в самом названии контракта: НИОКР «Трансфер зарубежных разработок инновационного лекарственного средства белково-векторной доставки актиномицинового ряда для лечения онкологических заболеваний».
«Даже в случае регистрации препарата он не являлся бы ни оригинальным, ни инновационным - однако, безусловно, мог стать социально значимым», - пояснили в ведомстве «Фармацевтическому вестнику» сразу после появления в СМИ новости о последнем решении арбитражного суда.
Аналогичное мнение с представителями Минпромторга и у ряда онкологов:
«Судя по формуле, это известный противоопухолевый антибиотик, к которому прикреплен альфа-протеин в качестве проводника к цели», - пояснил врач-онколог Евгений Черемушкин.
Кроме того, Минпромторг заявил и том, что заключение об уникальности препарата не входит в полномочия представителей судебной власти. Это прерогатива совершенно другой организации. Да и говорить на данную тему преждевременно. Согласно действующему в нашей стране законодательству, любой препарат до того, как будет признан эффективным, действенным и безопасным, должен пройти три фазы клинических испытаний. «Афотид» пока только на первой из них.
«А что толку в этой разработке, если требования Минпромторга арбитражным судом удовлетворены и государственный контракт с ООО «Лина М» расторгнут?», - резюмирует Вячеслав Б.
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели?