Чужой среди своих. Как нам жить рядом с гуманоидами?
Роботы-гуманоиды – новый рубеж технологической гонки США и Китая. В попытках обогнать Японию - признанного лидера, первой поставившей гуманоидов на поток - конкуренты соревнуются в инвестициях в массовые и военные проекты. Россия, которая намеревается в течение пяти ближайших лет обойти Китай по темпам изготовления роботов и войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации, неизбежно в эту гонку включится. К тому же интересные и перспективные проекты роботов-гуманоидов в РФ есть. А российский гуманоид Федор, созданный НПО «Андроидная техника» и Фондом перспективных исследований по заказу МЧС как робот-спасатель, уже успел слетать в космос и успешно вернуться обратно.
Население Земли стремительно стареет, а это грозит дефицитом рабочих рук. Роботы уже сегодня активно занимают рабочие места по всему миру, причем не только на фабриках, складах и в логистике (промышленные роботы), но и в сегменте туризма и гостеприимства, в медицинских и социальных учреждениях, в сегменте ухода за одинокими и пожилыми людьми.
Но отношение к антропоморфным роботам в обществе пока еще слишком неоднозначно. Они стали чересчур похожи на человека, а производители изобретают все новые технологии, чтобы внешние различия между человеком и роботом нивелировать максимально. И это не радует, а, наоборот, вселяет ужас, непонимание и неприятие. Смогут ли гуманоиды полностью интегрироваться в социум, и будут ли люди доверять им без оглядки? Не окажутся ли инвестиции в эти проекты напрасными?
Психология антропоморфных машин
Любые размышления, связанные с человекоподобными роботами, неизменно связаны с представлениями о будущем, где цивилизация будет развита в разы сильнее, и такие роботы будут для нас столь же привычны и обыденны, как сейчас привычны смартфоны.
Генеральный директор Tesla Илон Маск писал в социальной сети X (ранее – Twitter), что к 2040 году на Земле будет функционировать 1 млн роботов-гуманоидов. При условии, что «основы цивилизации будут стабильны». Ряд экспертов полагает, что мы входим в новую эпоху автоматизации и роботизации, и роботы-андроиды будут играть в экономике одну из ключевых ролей, если не самую главную.
По итогам 2024 года, сообщает Tadviser, объем глобального рынка потребительских роботов достиг $8,75 млрд. Из них на долю роботов-гуманоидов, по данным Precedence Research, пришлось $1,57 млрд. К 2035 году, прогнозирует Goldman Sachs Research, глобальный объем рынка гуманоидных роботов может достичь $38 млрд, а в оптимистичном сценарии - до $154 млрд. Эксперты подсчитали, что на конец 2024 года в мире работало более 160 производителей человекоподобных роботов. В Японии разработан план, согласно которому к 2025 году каждое домашнее хозяйство будет вести «роботизированный образ жизни», предполагающий безопасную, комфортную и удобную жизнь с помощью машин-компаньонов. В начале 2025 года стартап Figure AI (США) сообщил о запуске производственной линии BotQ для серийного выпуска человекообразных роботов собственной разработки. Мощность предприятия составит 12 тыс. роботов в год. Роботы Figure поступят на заводы и в дома граждан для выполнения рутинных задач. Они способны выполнять команды даже без предварительного обучения, ориентируясь исключительно на голосовое управление. Генеральный директор Tesla Илон Маск объявил о планах компании по производству человекоподобных роботов Optimus – 10 тыс. роботов в 2025 году. Правда, потом он признал, что эти планы реальны для 2026 года.
Сколько в настоящий момент существует гуманоидных роботов – точно неизвестно.
Зачем роботам человеческие черты и почему это пугает
Существует два подхода для ответа на этот вопрос. Первый подход – технический. С этой точки зрения сделать робота, похожего на человека, проще и, соответственно, дешевле всего. Окружающая среда сильно изменена нами и адаптирована под нас, и, создавая робота, проще всего ориентировать его на уже имеющуюся инфраструктуру. Гуманоидным роботам будет проще взять на себя часть наших обязанностей, работая на производстве или выполняя любые другие технические задачи.
Второй подход к поставленному вопросу – эмоциональный. Создание гуманоидных роботов предполагает не только делегирование на них производственных задач, но и также задач, где необходимо установление с человеком близких, эмоциональных связей. В виде примера можно привести создание роботов-гуманоидов для выполнения функций компаньонов, домашних помощников, сиделок, нянь, консультантов и пр. В этом и подобных случаях наделение роботов человеческими чертами и внешностью буквально необходимо.
Robo-C – проект пермской компании «Промобот» (Promobot) - человекоподобный робот, с подвижными лицом, головой, шеей и руками. Роботы умеют максимально реалистично имитировать эмоции, поддержать разговор, а также подключаться к любым сервисам и приложениям. Дроид может иметь внешность любого человека на Земле, независимо от пола, возраста и национальности. По последним данным, они работают в качестве администраторов, промоутеров, консультантов, гидов и консьержей в 44 странах мира. Робот «Алекс» от Promobot работал ведущим новостей на федеральном канале «Россия 24». В НПП «Герань» создали робота-андроида БРЧ-1, которого в перспективе планируется применять в зоне боевых действий. Начальные испытания робота запланированы на первый квартал 2025 года. «Теледроид», антропоморфный многофункциональный робот НПО «Андроидная техника», может отправиться в космос в 2025 году, и сможет работать в открытом космосе. Ученые МФТИ создали человекоподобного робота для различных сценариев действий в человекоориентироованной среде под управлением ИИ. Робот сможет взять на себя выполнение рутинных задач: поднимать тяжести, снимать товары с полок и помещать их в контейнеры, спускаться с грузами по лестнице. Предполагается, что их серийное производство начнется в 2026 году.
Несмотря на предполагающееся удобство, создание роботов, похожих на человека, имеет большой существенный минус. Это наше восприятие. Воспринимая и контактируя с тем, что выглядит и действует почти как человек, что очень похоже на человека, но не является им, люди испытывают чувства тревоги, непонимания, неприязни и даже панического страха. Подобный эффект называется эффектом «зловещей долины».
«Зловещая долина» между роботом и человеком
Этот эффект сформулировал японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори еще в 1978 году. Результаты проведенного им исследования показали: чем больше робот похож на человека, тем большие доверие и приязнь он вызывал у людей. Но подобная корреляция отслеживалась лишь до определенного момента, после которого шел резкий спад, и возникала обратная корреляция – чем больше робот походил на человека, тем менее привлекательным и более жутким он представлялся.
Подобный спад и изменение во взаимосвязи корреляции и было названо «зловещей долиной». Этот эффект до сих пор является предметом интереса исследователей. Он прослеживается не только в робототехнике, но и в мультипликации, литературе, играх, анимации - для усиления эффектов восприятия определенных персонажей и, конечно же, для увеличения чувства страха. Некоторые ученые считают, что эффект «зловещей долины» обусловлен тем, что роботы выглядят как больные люди, а в нашей природе опасение каких-либо болезней и избегание их закреплено эволюционно и необходимо для дальнейшего выживания. Другая часть ученых склоняется к мнению, что «зловещая долина» вызывает у нас спектр неприятных чувств и ощущений за счет когнитивного диссонанса – вследствие человекоподобности робота у нас создается впечатление, что он может думать и чувствовать, как человек, хотя и не должен этого делать.
Наше восприятие роботов также усложняет культура, в том числе кинематограф. Всем известные фильмы «Терминатор», «Валл-и», «Отроки во вселенной» и многие другие буквально пропитаны идеей о том, что и для нас, и для человекоподобных роботов правильно и замечательно, когда последние все-таки имеют те или иные человеческие черты. Наши ожидания человечности роботов уже подкреплены.
В Китае - андроидный бум. Из 160 производителей роботов-гуманоидов в мире более 60 – компании из КНР. По количеству патентных заявок и действующих патентов на гуманоидных роботов Китай занимает первое место. Китайская компания Agibot планирует создать армию из 5 тыс. человекоподобных роботов и составить конкуренцию проекту Илон Маска. Производство на новом заводе в Шанхае предполагается расширить до 400 единиц в месяц. В январе 2025 года в КНР прошел фестиваль «ИИ празднует Новый год». В Пекине гуманоиды исполняли пекинскую оперу и демонстрировали искусство смены масок «бяньлянь». В небе над городом Ухань тысяча дронов «танцевала» в воздухе. Роботы раздавали ярмарочные коробки с подарками, готовили тематический кофе. Апофеозом фестиваля стал традиционный танец «Янгэ», который вместе с людьми исполнили 16 человекоподобных роботов H1, H1-2 и G-1 от компании Unitree, одетые в яркие цветные куртки. Все движения на сцене, очень точные, контролировались ИИ и лазерной навигацией. Самым ярким стал момент, когда роботы синхронно подбросили в воздух носовые платки. Как прокомментировали представители Unitree, это представление продемонстрировало потенциал робототехники в современном культурном самовыражении.
Тем не менее, робототехникам не придется ни идти на компромисс и делать роботов-гуманоидов недостаточно похожими на человека, ни отказываться от создания гуманоидных роботов вообще. Согласно
, проведенному учеными из Мичиганского университета в 2017 году, эффект «зловещей долины» не является врожденным. В исследовании принимало участие 240 респондентов от 3 до 18 лет, которым демонстрировалось видео с тремя разными роботами – гуманоидным, техническим и роботом, максимально похожим на человека.
Выяснилось, что дети старше 9 лет находили человекоподобного робота значительно более жутким, чем технического робота. Но при этом у детей более младшего возраста результаты были обратными – они не находили жуткими даже человекоподобных роботов и не ассоциировали их с больными людьми. Более того, респонденты младше 9 лет высказывали предпочтение человекоподобным роботам, когда считали, что те могут думать и принимать решение. Приписывание разума роботу, которое производили дети, влияло на то, что они чувствовали к этому роботу – если робот может делать привычные для них вещи, такие как думать и чувствовать, то для детей это ощущалось как привычное и комфортное, а следовательно – хорошее.
Но дети – это не маленькие взрослые. Представления о мире, о себе, о других меняется с течением времени и с получением опыта. Подростки и взрослые в своем отношении к роботам высказывают обратную взаимосвязь – чем большим разумом наделен робот, тем хуже, страшнее и даже опаснее он представляется, тем больше мы воспринимаем его как нечто жуткое. Воспринимаемая жуткость связана с воспринимаемым умом.
С одной стороны, «поздние», «пограничные» представители поколения Z, а также представители новых поколений – Альфа и Бета - родились в эпоху цифровизации, и сталкиваются с инновационными технологиями с самого рождения. Они, в том числе, могут контактировать с человекоподобными роботами в дальнейшем значительно чаще, чем представители других, более поздних поколений. С другой стороны, представители подрастающего поколения с течением времени могут утратить гибкость своего восприятия, и перестанут предпочитать разумных роботов из-за отношения представителей других поколений. Дети обучаются, в том числе, и через наблюдение за взрослыми, которые подкрепляют те или иные стратегии мышления и поведения своим примером. Как будут, в итоге, относится подрастающие и будущие поколения к человекоподобным роботам, сможет показать только время.
Подводя итоги, хочется сказать, что ориентир на человекоподобность роботов выглядит как разумный компромисс между практичностью, развивающимися технологиями и психологией восприятия, которая в любом случае подвержена изменениям.
Самые человекообразные роботы: ERICA (Япония) говорит, улыбается, успешно имитирует эмпатию, умеет естественно реагировать на смех собеседника, определяет, стоит ли ей смеяться в ответ и какой тип смеха для этого использовать. Сыграла главную роль в научно-фантастическом фильме «b» и в фильме «Машины против людей» канала «Наука». NADINE (Сингапур) – ее внешность копирует образ профессора Нади Маньенат Тальманн. У робота очень реалистичные кожа, волосы и руки. Социально умный робот, имитирует эмоции и настроение, выражаемые жестами и мимикой, отвечает на приветствие и на вопросы на нескольких языках, устанавливает зрительный контакт, запоминает людей, с которыми доводилось общаться, и содержание разговоров с ними. София (Hanson Robotics, Гонконг) – ее внешность копирует образ актрисы Одри Хепберн и, частично – жены ее создателя Дэвида Хэнсона. Эмулирует социальное поведение, пытаясь вызывать любовь и сопереживание. Посетительница многочисленных публичных мероприятий, давала на интервью по ТВ, появлялась на обложке журнала ELLE, была назначена первым нечеловеческим «чемпионом инноваций» от ООН. Стала первым роботом, получившим гражданство – в 2017 году ей подарила гражданство Саудовская Аравия. Geminoid (Япония) – несколько моделей гуманоида, созданных профессором Хироси Исигуро и максимально точно копирующий его внешность. Интерактивные роботы со способностью распознавать, обрабатывать речь, воспроизводить человеческую речь и отвечать, мигать, имитировать дыхание. Musashi (Мусаси) – разработка ученых Токийского университета. Гуманоид, который может управлять легковым автомобилем без вмешательства человека. Две подвижные камеры — по одной на каждый глаз - обеспечивают качественное видение окружающей среды и помогают реагировать на препятствия на дороге и осуществлять визуальный контроль, включая проверку зеркал заднего вида. Kengoro (Япония) – гуманоид-спортсмен. Умеет заниматься спортом (приседать, отжиматься, подтягиваться и т.д.) и даже потеть при физических нагрузках – такой способностью его наделяет скелет из пористых алюминиевых трубок.
В заключение процитируем Евгения Магида, профессора Казанского федерального университета и руководителя Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем:
«Я считаю, что технически «эффект зловещей долины» - явление временное. Когда мы сможем создать геминоида, который будет постоянно поддерживать в пользователе чувство восхищения, мы победим первичные признаки этого эффекта. Но есть и более глубокие подсознательные причины: страх и недоверие. Чтобы побороть их, нужно постепенно внедрять роботов во все сферы жизни и обучать детей так, чтобы они еще в детсаду понимали базовые принципы робототехники и учились программировать роботов. Чем больше роботов появится вокруг нас — промышленных, сервисных, домашних, — тем более привычными предметами они станут для нас. Представьте себе страх неандертальцев перед огнем или луддитов перед станками — и вы поймете, что я имею в виду. Когда роботы станут привычным элементом жизни, а принципы их работы будут понятны каждому, страх неизведанного уйдет. И роботы сделают нас лучше».